Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о внеплановой проверке ФАС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если организация получила уведомление о проведении проверки Федеральной антимонопольной службой (далее — “ФАС”), то приятного в данном факте безусловно мало. В этом случае проверяемому субъекту стоит основательно подготовиться к проверке. В настоящей публикации я постарался осветить проблему порядка проведения проверок ФАС.
Контрольные мероприятия проводят в следующих формах:
- внеплановые и плановые проверки УФАС по закупкам, основанием для проведения которых служит информация о нарушении из различных источников (от жалобы до публикаций в СМИ). Это указано в п. 19 Постановления Правительства № 1576;
- документарные и выездные проверки антимонопольной службы.
При необходимости комиссия проводит заседание, на которое приглашают заявителя, ответчика и иные лица.
Для проведения контроля создают комиссию из сотрудников ведомства. Должности лиц, которые вправе входить в комиссию, указаны в Постановлении Правительства № 1576. К ним относятся разные группы персонала — от специалистов до руководителей.
Комиссию создают для каждой проверки отдельно или формируют постоянно действующий состав, который при необходимости меняют. В Постановлении № 1576 закреплено, как оформляются результаты проверок ФАС: актами, постановлениями и решениями уполномоченного органа.
Инструкция по проведению проверочных мероприятий:
- Регистрируют информацию о нарушении.
- Определяют подведомственность.
- Направляют уведомление заявителю и субъекту контроля.
- Проводят проверку, продлевают ее сроки (при необходимости).
- Оформляют результаты и вносят их в реестр проверок ФАС России.
Срок направления уведомлений о проведении проверок:
- внеплановой — в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о нарушении, это указано в п. 27 раздела V «Регламента внеплановой проверки ФАС 44-ФЗ» в Постановлении Правительства № 1576;
- плановой — за 5 рабочих дней до контрольного мероприятия.
Также Постановление № 1576 от 01.10.2020 устанавливает предельные сроки для проверочных мероприятий:
- внеплановой — не более 10 рабочих дней. Если проверяемые сведения секретны — не более 20 рабочих дней. При необходимости срок внеплановой проверки ФАС продлевают однократно не более чем на 10 рабочих дней, при условии, что общий период мероприятия не превышает границы 20-дневного срока (или 30-дневного, если закупка связана с секретностью);
- плановой — не более 20 рабочих дней. При необходимости могут увеличить однократно не более чем на 20 рабочих дней, так, чтобы период не выходил за границы 40-дневного срока. В п. 45 ПП 1576 указано, какие года проверяет ФАС, — последние три.
Порядок проведения проверки ФАС: права и обязанности проверяющих и проверяемых
Полагаю необходимым пояснить, что в соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ при производстве по делам о рассмотрении нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации положения настоящего Федерального закона не применяются.
Порядок проведения проверок антимонопольным органом деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентирован нормами Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – «Закон о защите конкуренции»).
На основании ч. 1 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14 — 17.1, 19 — 21 настоящего Федерального закона при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании настоящего Федерального закона не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.
Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи, основанием для проведения плановой проверки являются:
1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.
Как следует из ч. 4 вышеназванной статьи, основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
В силу ч. 5 настоящей статьи, предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.
Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа (ч. 6 ст. данной статьи).
Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа, проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. (ч. ч. 9 и 12 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции соответственно).
Ч. 1 ст. 25.2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что доступ должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки проверяемого лица. Не допускается доступ должностных лиц, проводящих проверку, в жилище проверяемого лица. Ч. 2 – то, что при воспрепятствовании доступу должностных лиц антимонопольного органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица этими должностными лицами составляется акт в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
Ч. 1 ст. 25.3 вышеназванного Федерального закона регламентировано, что должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осуществлять осмотр территорий, помещений (за исключением жилища проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица.
Ч. 2 ст. 25.3 – что в осуществлении осмотра вправе участвовать проверяемое лицо, его представитель, а также иные привлекаемые антимонопольным органом к участию в проверке лица. Осмотр осуществляется в присутствии не менее чем двух понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц антимонопольных органов. В случае, если для осуществления осмотра требуются специальные познания, к его проведению по инициативе антимонопольного органа могут привлекаться специалисты и (или) эксперты.
Ст. 25.4 регулирует порядок проведения истребования документов и информации при проведении проверки. При проведении документарной проверки антимонопольный орган обязан направить проверяемому лицу мотивированное требование о предоставлении документов и информации проверяемому лицу либо его представителю заказным письмом с уведомлением о вручении либо под роспись, при проведении выездной проверки — проверяемому лицу либо его представителю под роспись. Истребуемые документы представляются в виде надлежаще заверенных копий, в течение трех рабочих дней.
Ст. 25.6 установлен порядок оформления протокола проверки. Данный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю.
Помимо вышеназванных положений Закона О защите конкуренции, порядок проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части прав и обязанностей сотрудников антимонопольных органов, а также проверяемых ими лиц закреплен в Административном регламенте Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственных функций по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее – «Административный регламент»). Данный Административный регламент утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 340 (находится во вложении).
В соответствии с п. 1.5. Административного регламента, должностные лица антимонопольного органа при осуществлении проверок наделены следующими правами:
- право на беспрепятственный доступ на территорию и (или) в помещение, здание проверяемого лица (за исключением жилища проверяемого лица) при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки;
- получать по мотивированному требованию в установленный срок документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию, в том числе составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, а также информацию, составляющую государственную тайну при наличии у соответствующего члена инспекции оформленного надлежащим образом допуска к сведениям соответствующей степени секретности, включая служебную переписку в электронном виде, необходимых антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями;
- право на беспрепятственное осуществление осмотра территорий, зданий и помещений, занимаемых проверяемым лицом (за исключением жилища проверяемого лица), предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях (в необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов).
На основании п. 1.6. Административного регламента, за должностными лицами антимонопольного органа при проведении проверок закреплены следующие обязанности:
- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого лица;
- проводить проверку на основании приказа руководителя антимонопольного органа;
- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа;
- не препятствовать руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять руководителю, иному должностному лицу проверяемого лица или уполномоченному представителю проверяемого лица, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
- знакомить руководителя, иного должностного лица проверяемого лица или уполномоченного представителя проверяемого лица с результатами проверки;
- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- соблюдать установленные сроки проведения проверки;
- не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица проверяемого лица, уполномоченного представителя проверяемого лица ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
- осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;
- не разглашать информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную антимонопольным органом, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
- исполнять государственную функцию в соответствии с настоящим Регламентом.
- Лица, в отношении которых осуществляются проверочные мероприятия антимонопольных органов, также обладают соответствующими правами и обязанностями.
Согласно п.1.7. Административного регламента, к правам вышеуказанных лиц относятся:
- получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке исполнения государственной функции;
- осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя;
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от антимонопольного органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц антимонопольного органа, совершенных в рамках проведения проверки;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц антимонопольного органа, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.
Как следует из п. 1.8. Административного регламента, в обязанности проверяемых антимонопольными органами лиц входит представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Как подготовиться к проверке
Чтобы пройти через проверку ФАС без потерь следует хорошо подготовиться.
Предлагаем вашему вниманию список самых необходимых мероприятий:
- Для всех сотрудников (а особенно для руководителей), задействованных в хозяйственной деятельности, проводите регулярные тренинги по основам антимонопольного законодательства.
- Разработайте свою внутреннюю политику компании, диктующую сотрудникам их действия во время проверки. Кто и что должен делать, какие сторонние лица (например, юристы) должны быть срочно проинформированы, какие права есть у проверяемых и проверяющих.
- Проверьте свою готовность к проверке на тренинге-тесте.
- Проведите антимонопольный аудит на предприятии — он поможет заранее выявить и исправить слабые места.
Как проходит проверка?
После прихода проверяющих владелец должен обеспечить доступ сотрудникам ко всем помещениям, документам и даже к тем, которые считаются секретными. У всех членов инспекции есть полномочия для ознакомления с ними, но лишь при наличии соответствующего документа. Никакая проверка не может происходить без участия понятых. Если создаются препятствия для проверки, можно заработать штраф или предупреждение.
По истечении проверки составляют специальный акт, в котором фиксируют найденные нарушения или их отсутствие. Далее этот документ направляют в правоохранительные органы или в главное подразделение ФАС. И только после этого можно обжаловать решение в суде, но лишь в том случае, если процесс проходит не в соответствии с нормами. Тогда и результаты не считаются достоверными. Отменить решение может только суд или вышестоящий орган.
Новые правила вступают в силу через 10 дней после опубликования документа, и тогда изменятся правила проверки, права обеих сторон. На это и нужно ориентироваться всем предпринимателям, которые работают в сфере продаж, услуг, рекламы, государственных закупок и на бирже. Наличие знаний защитит ваши права, обеспечит высокую скорость проверки и отсутствие проблем. А значит, со штрафами, приостановлением работы или закрытием предприятия вы не столкнетесь.
Что проверяет ФАС? Виды и этапы проверок
1.3. Антимонопольный орган исполняет государственную функцию в соответствии с: (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31 (ч. I), ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; N 27, ст. 3126; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601; ст. 3610; ст. 3618; 2009, N 52 (ч. I), ст. 6450; ст. 6455; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281; N 27, ст. 3873; ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7343; 2012, N 31, ст. 4334; N 53 (ч. I), ст. 7643; 2013, N 27, ст. 3436; ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4084; N 44, ст. 5633; N 51, ст. 6695; N 52 (ч. I), ст. 6961; ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2928; N 30 (ч. I), ст. 4266); 2015, N 27, ст. 3947; N 29 (ч. I), ст. 4339; ст. 4342); (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)
Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон N 294-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601; N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988; N 18, ст. 2142; N 31, ст. 4160; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20; N 7, ст. 905; N 17, ст. 2310; N 23, ст. 3263; N 30 (ч. I), ст. 4590; 2012, N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320; N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4041; N 44, ст. 5633; N 48, ст. 6165; N 49 (ч. I), ст. 6338; N 52 (ч. I), ст. 6961; ст. 6979; ст. 6981; 2014, N 11, ст. 1092; ст. 1098; N 26 (ч. I), ст. 3366; N 30 (ч. I), ст. 4220; ст. 4235; ст. 4256; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6659; 2015, N 1 (ч. I), ст. 53; ст. 72; ст. 85; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 3950; N 29 (ч. I), ст. 4339; ст. 4362; ст. 4372); (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)
Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259; 2006, N 45, ст. 4706; N 49 (ч. II), ст. 5223; 2007, N 7, ст. 903; 2008, N 13, ст. 1316; N 44, ст. 5089; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 2, ст. 248; N 39, ст. 4613; 2010, N 9, ст. 960; N 25, ст. 3181; N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935; N 18, ст. 2645; N 44, ст. 6269; 2012, N 27, ст. 3741; N 39, ст. 5283; N 52, ст. 7518; 2013, N 35, ст. 4514; N 36, ст. 4578; N 45, ст. 5822; 2014, N 35, ст. 4774; 2015, N 1 (ч. II), ст. 279; N 10, ст. 1543); (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50 (ч. VI), ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506); (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)
постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1482; N 31, ст. 3259; 2006, N 23, ст. 2527; 2007, N 1 (ч. II), ст. 292; 2008, N 14, ст. 1414; N 44, ст. 5089; 2009, N 6, ст. 738; N 39, ст. 4613; 2011, N 6, ст. 888; 2012, N 36, ст. 4909; 2015, N 1 (часть II), ст. 279); (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2012, N 2, ст. 301; 2012, N 53 (ч. 2), ст. 7958); (в ред. Приказа ФАС РФ от 17.11.2015 N 1104/15)
1.4. Предметом государственного контроля (надзора) является проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных органов, а также государственными внебюджетными фондами, коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — проверяемое лицо) при осуществлении ими своей деятельности или исполнение предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 11.1, 14 — 17.1, 19 — 21 Закона о защите конкуренции при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании Закона о защите конкуренции не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций.
Внеплановые выездные проверки ФАС: то, что необходимо знать
– проведение анализа правомерности запросов антимонопольных органов, разъяснение требований и возможных рисков;
– подготовка ответов на запросы УФАС и ФАС России;
– разработка запросов в ФАС для получения правовой позиции уполномоченного органа;
– проведение аудита деятельности на предмет выявления нарушений антимонопольного законодательства;
– подготовка правовой позиции для защиты интересов при проверке антимонопольным органом;
– консультирование по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства;
– представление интересов и защита Вас в ФАС: при проведении проверки, при рассмотрении материалов административного дела;
– обжалование результатов проверки УФАС и ФАС России в административном порядке или в суде;
– подготовка сообщений об исполнении предписаний ФАС.
Проверка может быть проведена в отношении почти любой организации или ИП.
Ваша компания может заинтересовать ФАС, если Вы регулярно участвуете в закупках, если условия участия в закупках и порядок исполнения контрактов вызывают подозрение. Также ФАС будет контролировать Вашу деятельность по определению цены товара, в том числе поставляемого в торговые сети, в случае отказа заключить договор, если есть признаки монополии деятельности.
Если Вы размещаете рекламу товара и услуг, то Вы также находитесь в зоне риска проверок.
Доставка синих ромашек в Москве (Antananarivo)
Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.
(см. текст в предыдущей)
2. Основанием проведения плановой проверки является истечение трех лет со дня:
1) создания юридического лица или организации, государственной регистрации индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) окончания проведения антимонопольным органом последней плановой проверки проверяемого лица.
3. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года. Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.
4. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 294-ФЗ)
(см. текст в предыдущей)
2) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства;
3) истечение срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей)
4) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
(п. 4 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
5) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
(п. 5 введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
5. Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания.
5.1. По основаниям, указанным в пунктах 2 и 5 части 4 настоящей статьи, внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, за исключением внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 264-ФЗ)
6. Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.
7. Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки должен содержать следующие сведения:
1) наименование антимонопольного органа;
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, и привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, адрес места нахождения или места жительства проверяемого лица;
Федерального закона от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
(см. текст в предыдущей)
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
8) даты начала и окончания проведения проверки.
8. Типовая форма приказа о проведении проверки утверждается федеральным антимонопольным органом.
9. Срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа.
10. К основанию продления срока проведения проверки относится необходимость проведения экспертиз, исследований, испытаний, осуществления перевода на русский язык документов, представленных проверяемым лицом на иностранном языке, и других необходимых мероприятий, без которых невозможно оценить соответствие деятельности проверяемого лица требованиям антимонопольного законодательства.
При этом порядок продления срока проведения проверки устанавливается федеральным антимонопольным органом.
11. В рамках проведения проверки антимонопольный орган вправе проверять деятельность структурных подразделений проверяемого лица, в том числе филиалов и представительств.
12. Проверяемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не менее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления ему копии приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
(часть 12 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей)
13. Проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
(часть 13 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
14. Предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки соблюдения требований статей 11 и 16 настоящего Федерального закона не допускается.
Сталкиваясь с проверками антимонопольного органа, предприниматель и сотрудники организации должны быть осведомлены — с какой целью к ним пришла данная федеральная служба и что конкретно она будет проверять. Такая осведомленность дает возможность тщательнее подготовиться к проверке и выявить «спорные» действия со стороны ФАС.
Как себя вести во время выездной проверки ФАС
Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:
- Проверьте удостоверения проверяющих, совпадают ли они с приказом о проведении плановой проверки или распоряжением о внеплановой. Желательно сделать со всех документов копии или хотя бы переписать основные данные.
- Проверяющих должно быть минимум двое.
- Тщательно проверьте изначально предъявленные документы. В приказе (или распоряжении) должно быть правильно указано название вашей организации, дата составления не должна быть будущим числом, должна совпадать дата начала проверки. Обязательно наличие на приказе подписи руководителя антимонопольного органа или его заместителя и оттиска гербовой печати.
Если документы оформлены неверно, или в распоряжении указаны другие инспекторы, вы можете отказать в доступе на свою территорию. В таком случае обязательно оформить акт о воспрепятствовании доступу.
- Помимо руководителя, необходимо оповестить о начале проверки бухгалтерию, юридическое и производственное подразделение.
- Пригласите юристов для защиты своих интересов. Они могут помогать вам проверять документы и обдуманно отвечать на вопросы.
- Содействуйте работе проверяющих, не мешайте им получать необходимые данные, но и не переусердствуйте — не стоит предлагать документов больше, чем было запрошено.
- Не оставляйте проверяющих без присмотра. Организуйте сопровождение каждому сотруднику инспекции.
- Следите за верным составлением актов и протоколов. Требуйте, чтобы любые действия протоколировались, если что-то изымается — обязательно должен быть составлен .
- Оставляйте себе копии передаваемых инспекции документов.
- Записывайте весь ход проверки, даже собственные ответы на вопросы.
ФАС России будет вести контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в соответствии с новым регламентом. Документ установил порядок и периодичность проведения проверок.
Итак, плановые проверки ФАС, как следует из их названия, проводятся на основании заранее утвержденного плана. Его составляют на полгода, утверждают приказом и размещают в ЕИС. Изменения в план вносятся и публикуются в том же порядке.
Перед конкретной процедурой проверки выпускается отдельный приказ о ее проведении . В таком документе непременно должны быть следующие данные:
- наименование органа, который будет проводить проверку;
- наименование проверяемого субъекта;
- имена и должности специалистов ФАС (не менее 2-х человек), которые вошли в проверочную комиссию;
- что и за какой период будет проверяться;
- сроки проверки (даты начала и окончания).
Как себя вести во время выездной проверки ФАС
Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:
- Проверьте удостоверения проверяющих, совпадают ли они с приказом о проведении плановой проверки или распоряжением о внеплановой. Желательно сделать со всех документов копии или хотя бы переписать основные данные.
- Проверяющих должно быть минимум двое.
- Тщательно проверьте изначально предъявленные документы. В приказе (или распоряжении) должно быть правильно указано название вашей организации, дата составления не должна быть будущим числом, должна совпадать дата начала проверки. Обязательно наличие на приказе подписи руководителя антимонопольного органа или его заместителя и оттиска гербовой печати.
Если документы оформлены неверно, или в распоряжении указаны другие инспекторы, вы можете отказать в доступе на свою территорию. В таком случае обязательно оформить акт о воспрепятствовании доступу.
- Помимо руководителя, необходимо оповестить о начале проверки бухгалтерию, юридическое и производственное подразделение.
- Пригласите юристов для защиты своих интересов. Они могут помогать вам проверять документы и обдуманно отвечать на вопросы.
- Содействуйте работе проверяющих, не мешайте им получать необходимые данные, но и не переусердствуйте — не стоит предлагать документов больше, чем было запрошено.
- Не оставляйте проверяющих без присмотра. Организуйте сопровождение каждому сотруднику инспекции.
- Следите за верным составлением актов и протоколов. Требуйте, чтобы любые действия протоколировались, если что-то изымается — обязательно должен быть составлен акт приема-передачи.
- Оставляйте себе копии передаваемых инспекции документов.
- Записывайте весь ход проверки, даже собственные ответы на вопросы.
Наиболее распространенные штрафы ФАС:
Нарушение | Штраф для руководителя или ИП | Штраф для юридического лица |
Нарушение законодательства о рекламе | 4 000 — 20 000 рублей | 100 000 — 500 000 рублей |
Проявление недобросовестной конкуренции | 12 000 — 20 000 рублей | 100 000 — 50 000 рублей |
Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом | 20 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет | 1 — 15% от выручки от реализации товара (не менее 100 000 рублей) |
Игнорирование предписания ФАС | 8 000 — 20 000 рублей или дисквалификация до трех лет | 100 000 — 500 000 рублей |
Что представляет собой внеплановая проверка ФАС?
Целью внеплановой проверки ФАС является выявление и прекращение нарушений антимонопольной законодательной базы, а также назначение соответствующих мер юридическим или физическим лицам, допустившим нарушения.
В процессе проведения проверки ФАС имеет право требовать соблюдения антимонопольного законодательства от всех участников рынка, включая предприятия, организации и государственные органы.
Внеплановая проверка ФАС может выполнять следующие функции:
- Проведение расследования с целью выявления нарушений законодательства об охране конкуренции.
- Получение и анализ информации от компаний, государственных органов и организаций.
- Оказание консультации и информационной поддержки участникам рынка по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства.
Проверка ФАС проводится в соответствии с установленными нормами и процедурами, устанавливающими порядок ее осуществления. В случае выявления нарушений, ФАС имеет право применять меры к предприятиям и организациям, такие как штрафы, исправительные работы, аннулирование или изменение договоров и прочие предписания для прекращения нарушений.
Особое внимание ФАС уделяется защите интересов конкурентных рынков, предотвращению монополизации, а также гарантированию свободного доступа к рынку для всех участников.
Порядок проведения внеплановой проверки ФАС
Порядок проведения внеплановой проверки ФАС устанавливается законодательством и включает в себя следующие этапы:
- Определение оснований для проведения проверки. Проверка может быть назначена по инициативе ФАС или по результатам рассмотрения сообщений, жалоб или иных обращений, поступивших в ФАС или его территориальные органы.
- Уведомление об осуществлении проверки. ФАС направляет уведомление о проведении внеплановой проверки лицу, подлежащему проверке. В уведомлении должны быть указаны цель и сроки проведения проверки, а также перечень документов и информации, которые необходимо предоставить.
- Проведение проверки. Проверка может включать осмотр документов и информации, а также проведение внеплановых проверочных мероприятий, таких как осмотры объектов, опросы свидетелей и иные необходимые действия.
- Подготовка акта проверки. По результатам проведения проверки составляется акт проверки, в котором указываются выявленные нарушения, нарушители и принятые меры.
- Принятие решения и применение мер ответственности. ФАС на основании акта проверки может принять решение о применении мер ответственности к нарушителям, включая наложение штрафов, приостановление деятельности и другие санкции, предусмотренные законодательством.
В некоторых случаях проведение внеплановой проверки ФАС может быть начато без предварительного уведомления, если существуют риски укрытия или уничтожения доказательств нарушения антимонопольного законодательства.
Внеплановая проверка ФАС является важным инструментом борьбы с нарушителями антимонопольного законодательства и позволяет защитить интересы потребителей и обеспечить свободную конкуренцию на рынке.
Санкции, которые могут быть применены в результате внеплановой проверки ФАС
В результате проведения внеплановой проверки ФАС могут быть применены различные санкции, которые направлены на наказание нарушителей и восстановление порядка в сфере конкуренции.
Одной из основных санкций, которая может быть применена, является наложение административного штрафа. Размер штрафа зависит от тяжести нарушения и может составлять значительную сумму.
Кроме того, в результате проверки ФАС может быть принято решение о признании договора или соглашения недействительным. Это означает, что такие договоры становятся ничтожными и не имеют юридической силы.
В некоторых случаях ФАС может обратиться в суд с иском о запрещении деятельности нарушителя. Это означает, что нарушитель будет временно или полностью лишен возможности осуществлять определенную деятельность.
Дополнительными санкциями, которые могут быть применены, являются обязательство исправить нарушение, запрет на рекламу или продажу определенных товаров или услуг, а также обязательство компенсировать ущерб потребителю.
В целом, санкции, которые могут быть применены в результате внеплановой проверки ФАС, имеют целью защиту интересов потребителей и обеспечение справедливой конкуренции на рынке.
Определение и принципы проведения
Принципы проведения внеплановых проверок ФАС включают:
- Прозрачность — процесс проведения проверки должен быть прозрачным и сопровождаться необходимыми объяснениями и обоснованиями действий инспектора ФАС.
- Последовательность — проверка должна проводиться в соответствии с определенным порядком действий, чтобы обеспечить стандартный подход к проверке.
- Обоснованность — проведение внеплановых проверок должно быть обосновано наличием достаточных оснований для подозрения на нарушение антимонопольного законодательства.
- Соблюдение прав и интересов сторон — при проведении проверки необходимо учитывать и соблюдать права и интересы субъектов рынка, включая право на защиту.
- Четкость и доступность рекомендаций — результаты проверки должны быть представлены в понятной форме и содержать конкретные рекомендации и указания для субъектов рынка.