Основания для выездной налоговой проверки в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для выездной налоговой проверки в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.

Как в 2023 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Читайте также:  Дарственная или завещание что лучше между родственниками на квартиру близкими

Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:

  • контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:

  • какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
  • учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
  • нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.

После того как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под один или несколько этих критериев, ей нужно прикинуть и обосновать предполагаемую сумму доначислений. Для этого инспекция осуществляет углубленный предпроверочный анализ. В частности, пользуется открытыми источниками информации, направляет запросы контрагентам о проведенных сделках и т. д.

Поэтому, если Ваш контрагент сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о ваших с ним сделках за весь период сотрудничества – это верный признак того, что Вы попали в список претендентов на выездную проверку.

Определив «подозрительную» компанию на основании указанного анализа, инспектор вносит его в план выездных налоговых проверок. Но компания может попасть под проверку и вне плана – по запросам вышестоящих налоговых органов, информации, полученной из правоохранительных органов, по «дружественной наводке» конкурентов и т. д.

В каких случаях назначается внеплановая выездная проверка, мы расскажем в ближайших публикациях.

Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения

Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).

Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
  • при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.

По таким делам спорить с налоговой можно. Но обратите внимание на ту модель бизнеса, которую вы избрали, или которая сложилась в результате вашего развития. Клиенты нередко говорят: мы в бизнесе 20 лет, под каждый проект создавали по фирме, мы уже запутались, сколько у нас контор, чем они занимаются, как они между собой взаимодействуют. В такой ситуации очень легко попасть в ловушку дробления и получить претензии со стороны налоговых органов.

Переквалификация

Налоговые органы могут переквалифицировать все: сделку, вид деятельности, статус налогоплательщика, вид его имущества, актива. Мы в практике сталкиваемся с самыми разнообразными, иногда экзотическими примерами, когда налоговые органы по-своему переиначивают ситуацию и меняют свои подходы.

В декабре Верховный суд планирует принять очень интересный документ: «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды». Он может серьезно помочь тем, кто судится или готов судиться.

Как же происходит отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок?

До 01 января 2007 года процесс отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, определялся внутренними регламентами, используемыми только для служебного пользования. Сейчас основы планирования выездных налоговых проверок закреплены в Концепции, эта информация является общедоступной, при желании с ее текстом может ознакомиться любой налогоплательщик. Концепция разработана с целью построения единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок, поскольку налоговое законодательство РФ не предусматривает проведение выездных налоговых проверок на регулярной основе.

Читайте также:  Повысят ли в 2024 году пособие по уходу за ребенком инвалидом

Назначению налоговой проверки предшествует большая работа, проводимая налоговым органом по сбору и обобщения информации о налогоплательщике. Истоками информации могут быть как внутренние, так и внешние источники.

К внутренним источникам можно отнести информацию, находящуюся в ведении налоговых органов. Например, государственные реестры по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), по учету организаций и физических лиц (ЕГРН), данные налоговой и бухгалтерской отчетности, сведения о доходах физических лиц, сведения, полученные в ходе проведенных камеральных и выездных налоговых проверок и другие информационные ресурсы налоговых органов.

Ограничения на проведение выездных налоговых проверок

Законодательные ограничения, установленные в отношении выездных проверок, касаются как количества их проведения, так и временного периода, за который они могут проводиться. Так, налоговики не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Это значит, что если в 2021 году налоговики уже проводили в компании проверку, скажем, по налогу на прибыль организаций, то следующая такая проверка может быть не ранее, чем в следующем году.

Общее количество выездных проверок в течение календарного года также ограничено и составляет не более двух (увеличение данного количества осуществляется в исключительных случаях и только на основании решения ФНС России). К примеру, если в 2021 году налоговиками уже были проведены выездные налоговые проверки по НДС и налогу на прибыль, то следующая выездная проверка может быть проведена опять же не ранее, чем в 2022 году.

Можно ли подготовиться к ВНП

Как правило, ВНП проводятся позже получения налоговым органом акта проверки за предыдущий год. Если ваше предприятие или ваша индивидуальная деятельность попали под такую проверку, вам следует знать, что делать и как подготовиться к ВНП.

ВНП проводятся в ИФНС по месту нахождения организации или индивидуального предпринимателя. При проведении ВНП проверяющему должны быть предоставлены основания для проверки, а также документы, необходимые для оформления проверки.

Чтобы подготовиться к ВНП и минимизировать риски возникновения налоговых претензий, вам следует выполнить следующие действия:

Определить, что проверяют рации ВНП могут быть различными и зависят от целей проведения проверки. Определите сферу деятельности, которую могут проверить: налогообложение доходов, расходов, НДС и т.д.
Подготовиться к оформлению проверки Убедитесь, что у вас есть все необходимые документы для оформления ВНП, такие как договоры, акты приема-передачи товара или услуг, отчетность и другие.
Изучить результаты предыдущих проверок Изучите результаты предыдущих проверок, чтобы определить возможные ошибки и устранить их до проведения ВНП.
Получить консультацию специалиста Если вы не уверены, как подготовиться к ВНП, обратитесь за консультацией к специалисту по налоговому праву или бухгалтерию, который поможет вам правильно собрать необходимые документы и оформить проверку.

Запомните, что ВНП – это серьезная процедура, во время которой могут быть выявлены налоговые нарушения, что может повлечь за собой штрафные санкции или даже уголовную ответственность. Поэтому важно серьезно подойти к подготовке и проведению ВНП, чтобы избежать негативных последствий.

Теперь, зная, что такое ВНП и как подготовиться к нему, вы можете приступить к выполнению необходимых действий и минимизировать риски при проверке со стороны налоговых органов.

Плановые и внеплановые проверки в 2024 году

Плановые визиты – мероприятия, которые утверждены и опубликованы в документах. Они проходят по заранее оговоренным условиям, а компании, которые под них попадают, уже известны. С внеплановыми все гораздо сложнее.

Контролирующие госорганы имеют право прийти в любой момент. Чаще всего это выездные мероприятия. В 23 году компании будут выбирать исходя из факторов риска. Попадают юридические лица с высокой степенью риска.

Некоторые визиты заменены профилактическими. Они носят рекомендательный характер. Предприниматель вправе отказаться, а ведомство может уточнить причину, но никак не может повлиять на решение руководителя силовыми методами.

Руководителю могут прислать специальную форму с вопросами. Рекомендуется придумать объективные причины, чтобы не заставлять госорганы думать, что им нужно в срочном порядке совершить визит в следующем году.

Какие сроки предусмотрены в 2024 году?

В 2024 году сроки проведения выездной налоговой проверки указаны в Налоговом кодексе Российской Федерации и в положении о проведении налоговых проверок.

Обычно выездная налоговая проверка проводится в течение 3 месяцев, но срок может быть продлен по решению налогового органа.

Читайте также:  Замена Украинских прав на российские в Крыму в 2024 году

Сроки проведения проверки указываются в приказе о ее проведении, который выдается налоговым органом владельцу организации. Прежде чем провести проверку, налоговый инспектор должен уведомить организацию не позднее, чем за 10 дней до начала проверки.

Для уведомления о проведении проверки налоговый инспектор может использовать различные способы связи — письменное уведомление, электронную почту или факс.

Если организация не принимает уведомление о проверке или не предоставляет документы и информацию, запрошенные в рамках проверки, налоговый орган имеет право применить меры принудительного исполнения в соответствии с законодательством.

Таким образом, в 2024 году срок проведения выездной налоговой проверки может составлять до 3 месяцев, с возможностью продления, и организация должна быть уведомлена о начале проверки не менее чем за 10 дней до ее начала.

Сроки проведения проверки в 2024 году

В соответствии с законодательством Российской Федерации, налоговая проверка может быть проведена в течение определенного срока. В 2024 году сроки проведения выездной налоговой проверки определены следующим образом:

Для юридических лиц:

Общий срок проведения проверки составляет не более 30 дней. Однако, налоговый орган может продлить срок до 60 дней в случае обоснованной необходимости.

В случае выявления нарушений налогового законодательства, налоговая проверка может быть продлена до 90 дней.

Налоговые органы также могут провести тематическую проверку, которая может продлиться до 60 дней.

Для индивидуальных предпринимателей:

Срок проведения налоговой проверки для индивидуальных предпринимателей составляет не более 15 дней. Однако, данный срок может быть продлен до 30 дней с разрешения руководителя налогового органа.

В случае выявления нарушений налогового законодательства, проверка может быть продлена до 45 дней.

Следует отметить, что налоговая проверка должна быть проведена с соблюдением всех требований закона, включая уведомление о намеченной проверке, предоставление документов и иных материалов, а также соблюдение конфиденциальности информации.

Процедура проведения выездной налоговой проверки

Процедура выездной налоговой проверки включает несколько этапов:

1. Подготовительный этап
На этом этапе налоговые органы определяют цели и задачи проверки, разрабатывают план проверки, формируют проверочную комиссию, которая будет осуществлять проверку.
2. Уведомление
Организация или индивидуальный предприниматель получает уведомление о назначении выездной налоговой проверки. В уведомлении указывается цель проверки, перечень документов, которые должны быть предоставлены, и дата начала проверки.
3. Проведение проверки
Во время проверки налоговые органы проверяют достоверность и полноту предоставленной информации, правильность учета доходов и расходов, наличие и правильность уплаты налогов.
4. Составление акта проверки
По результатам проверки составляется акт проверки, в котором указываются выявленные нарушения, размеры утраченных доходов и задолженности перед бюджетом.
5. Решение по результатам проверки
На основании акта проверки налоговые органы принимают решение о возможности начисления дополнительных налогов или санкций, а также о возможности возбуждения административного или уголовного дела.
6. Проведение мероприятий по исполнению решения
В случае вынесения решения об уплате дополнительных налогов или санкций, организация или индивидуальный предприниматель должны исполнить указанные в решении требования и уплатить задолженность.

Проведение выездной налоговой проверки позволяет гарантировать соблюдение налогового законодательства и сохранение справедливости в налоговой сфере.

Какую ответственность несут предприниматели при проведении выездной налоговой проверки

Первоначально, предприниматели должны предоставить налоговым инспекторам все необходимые документы и данные, касающиеся деятельности предприятия. Это включает в себя бухгалтерскую документацию, отчеты о доходах и расходах, налоговые декларации и другие документы, связанные с налогообложением.

В случае выявления нарушений или несоблюдения налогового законодательства, предприниматели могут быть подвержены штрафам и санкциям. Размер этих штрафов зависит от степени нарушения и может быть значительным. Кроме того, налоговые органы имеют право блокировать расчетные счета и имущество предпринимателя в случае выявления серьезных нарушений.

Помимо финансовых санкций, предприниматели также могут понести репутационные потери. Публичное раскрытие налоговых нарушений может негативно сказаться на имидже компании, что может привести к утрате клиентов и деловых партнеров.

Итак, предприниматели несут ответственность за соблюдение требований налоговых органов и предоставление необходимой информации во время выездной налоговой проверки. В случае выявления нарушений они могут быть подвержены финансовым санкциям и репутационным потерям. Поэтому крайне важно серьезно относиться к соблюдению налогового законодательства и вести бухгалтерию в соответствии с установленными требованиями.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *