Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Забалансовые счета в бюджетных учреждениях в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бюджетные организации могут списывать задолженности, признанные нереальными ко взысканию, отражая их за балансом. Для учета такого рода долгов применяется забалансовый счет 04 списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов (п.339 Инструкции № 157н). Он необходим для наблюдения за возможностью возврата долгов. Если возобновится взыскание или в счет погашения долга поступят средства, задолженность списывается.
Порядок применения новых забалансовых счетов.
В соответствии с Приказом № 198н в Инструкцию № 157н введены новые забалансовые счета 33, 38, 39, 45 и изложен порядок их использования (представлены в таблице).
Забалансовый счет |
Порядок применения (пункт Инструкции № 157н) |
33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО» |
Используется для учета учреждением операций с ценными бумагами, полученными по договорам РЕПО. Аналитический учет по счету ведется в реестре учета ценных бумаг по характеристикам (видам) ценных бумаг, типам операций с ценными бумагами (приобретение, продажа, замена, зачет) (п. 390.5, 390.6) |
38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» |
Предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.1, 390.2) |
39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии» |
Используется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4) |
45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда» |
Предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396) |
Забалансовый счет 07 в бюджетном учете
По нему ведется учет двух видов МЦ:
- призов, кубков, знамен, предназначенных для награждения победителей на протяжении всего времени их нахождения в бюджетной организации по условной оценке;
- сувениров и ценных подарков по стоимости их приобретения.
Рассмотрим практический пример.
Спортивное учреждение купило ценные подарки для использования в качестве призов победителям соревнований за 26 500 руб. По результатам соревнований спортсмены получили подарки. Операции по их покупке и вручению следует отразить так:
- расходы по приобретению – Дт 4 401 10 290 Кт 4 302 29 000 (26 500 руб.);
- стоимость ценностей за балансом – Дт 07 (26 500 руб.);
- оплата купленных МЦ для подарков – Дт 4 302 29 000 Кт 4 201 11 000 (26 500 руб.);
- списание с забалансового счета подаренных призов – Кт 07 (26 500 руб.).
На основании каких документов оформляется поступление на забалансовый счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» материальных ценностей, приобретаемых для вручения (награждения) в ходе спортивных и культурно-массовых мероприятий, а также списание этих ценностей?
Поступление материальных ценностей, приобретенных в целях их вручения (награждения), подтверждается отгрузочными документами, оформленными надлежащим образом (накладными, товарными чеками и т. п.). Перечень документов, используемых для оформления списания врученных ценностей, устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики. В качестве таких документов могут выступать акт вручения, приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией, протокол с приложением списка награждаемых лиц.
Обоснование . В соответствии с п. 345 Инструкции № 157н забалансовый счет предназначен для учета призов, знамен, кубков, учрежденных разными организациями и получаемых от них для награждения команд-победителей, а также материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров. Призы, знамена, кубки учитываются на забалансовом счете в течение всего периода их нахождения в данном учреждении.
Награды, призы, кубки, в том числе переходящие, учитываются в условной оценке: один предмет – один рубль. Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, отражаются по стоимости их приобретения.
Поступление материальных ценностей, приобретенных в целях их вручения (награждения), подтверждается отгрузочными документами, оформленными надлежащим образом:
1) накладными, подтверждающими поставку материальных ценностей;
2) товарными чеками, приложенными подотчетными лицами к авансовому отчету, в случае покупки сувениров, наград, призов за наличный расчет.
Перечисленные документы являются достаточным основанием для принятия к учету материальных ценностей. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде приходного ордера (ф. 0504207) в данном случае не требуется (Письмо Минфина РФ от 07.12.2016 № 02-07-10/72795).
Врученные награды, призы и сувениры, подлежат списанию с забалансового счета . Операции по списанию должны быть оформлены соответствующими первичными документами.
Напомним, что требования к первичным учетным документам, оформляющим хозяйственные операции (факты хозяйственной жизни), в которых участвуют организации государственного сектора, определены Инструкцией № 157н. Так, согласно п. 7 данной инструкции первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а в случае применения документов, формы по которым не унифицированы, должны содержать все обязательные реквизиты. Самостоятельно разработанные формы документов устанавливаются учреждениями в рамках учетной политики.
Унифицированные формы документов, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. Поскольку данным нормативным актом не установлена унифицированная форма первичного учетного документа для оформления вручения наград, сувениров и призов, порядок осуществления названных операций, в том числе их документальное оформление, должен быть регламентирован актами учреждения при формировании учетной политики. Такие разъяснения приводятся в Письме Минфина РФ от 22.07.2015 № 02-06-10/42173. Кроме того, в письме уточняется, что в качестве первичного документа, подтверждающего вручение наград, сувениров, призов в рамках официальных мероприятий, может выступать акт вручения, форма которого установлена в учетной политике с соблюдением обязательных требований по составу реквизитов. При этом Минфин обращает внимание: ввиду публичности проведения таких мероприятий либо существующих обычаев протокола подписание документов о вручении награжденными лицами не предусматривается.
В Письме Минфина РФ от 04.10.2013 № 02-05-10/41316 также подтверждается вышеизложенная позиция. Специалисты финансового ведомства указывают на то, что порядок оформления списания материальных ценностей, израсходованных при проведении массовых мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, устанавливаются учреждением в рамках формирования его учетной политики. По их мнению, в качестве таких документов могут выступать в том числе приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией, и протокол с приложением списка победителей, которым были вручены призы, подарки.
Забалансовый счет 07 в бюджетном учете
По нему ведется учет двух видов МЦ:
- призов, кубков, знамен, предназначенных для награждения победителей на протяжении всего времени их нахождения в бюджетной организации по условной оценке;
- сувениров и ценных подарков по стоимости их приобретения.
Рассмотрим практический пример.
Спортивное учреждение купило ценные подарки для использования в качестве призов победителям соревнований за 26 500 руб. По результатам соревнований спортсмены получили подарки. Операции по их покупке и вручению следует отразить так:
- расходы по приобретению – Дт 4 401 10 290 Кт 4 302 29 000 (26 500 руб.);
- стоимость ценностей за балансом – Дт 07 (26 500 руб.);
- оплата купленных МЦ для подарков – Дт 4 302 29 000 Кт 4 201 11 000 (26 500 руб.);
- списание с забалансового счета подаренных призов – Кт 07 (26 500 руб.).
15.02.2017 16:54
🙁
Практически живу на работе, но зарплата все меньше … Видимо начали вычитать за проживание…
Подробнее…
15.02.2017 14:14
Пожар в налоговой
Звонок в пожарную часть:
— Мужики, вы сильно заняты?
— Да нет, сидим, в домино играем…
— Ну, доигрывайте, и собирайтесь потихоньку, тут налоговая горит…
Подробнее…
19.01.2012 15:24
Баллада о среднесписочной численности
Я отбросил легкомысленность,
Я сегодня рано встал –
Среднесписочную численность
Я в налоговой сдавал.
Почесав щетину жёсткую
На физическом лице
Открываю дверь неброскую,
Покуривши на кры…
Подробнее…
05.03.2011 12:01
«Почему с пустыми руками?»
Сейчас а главбух в маленьком бюджетном учреждении, а в 90-х работала в налоговой. Это случай из моей инспектоской жизни. На двери нашего кабинета висело объявление, что для постановки на учёт предп…
Подробнее…
28.12.2010 16:09
Красное сторно
Заходит к главному бухгалтеру начальник и видит ,что у того на столе бутылка водки почти пустая.Он говорит:»Как вы можете?Пьяный на работе!Да еще и беленькое пьете!» На что главбух ,доста…
Подробнее…
Амортизация основных средств
Учет амортизации основных средств ведут на аналитическом счете 010400000 «Амортизация». С 2023 года она начисляется не с первого числа месяца, который следует за периодом постановки объекта на баланс, а с даты признания его в учете. Моментом же прекращения начисления амортизации считается дата списания либо выбытия актива. Учреждениям разрешено применять один из способов начисления амортизации:
- Линейный, когда разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью делят на оставшийся срок полезного использования объекта.
- Уменьшаемого остатка, когда коэффициент ускорения умножают на норму амортизации, делят на 100 % и умножают на остаточную стоимость актива.
- Пропорциональный количеству выпущенных товаров или услуг.
Способ начисления амортизации и формулу ее расчета нужно прописать в учетной политике.
Учет библиотечного фонда по новым правилам
Учреждение самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет состав такого инвентарного объекта и существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
С целью объединения библиотечного фонда в один инвентарный объект учреждение вправе в рамках учетной политики определить, что критериями признания стоимости объектов библиотечного фонда несущественной являются критерии, установленные СГС «Основные средства» для начисления 100 %-й амортизации при вводе в эксплуатацию (стоимость до 100 000 руб.) (ч. 4 Методических рекомендаций).
Для группового учета объектов библиотечных фондов открывается одна инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой (п. 54 Инструкции № 157н,Приказ Минфина РФ № 52н). Данная карточка открывается на основании акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), а закрывается на основании акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).
В соответствии с п. 39 СГС «Основные средства» на библиотечный фонд начисляется амортизация:
-
стоимостью до 100 000 руб. включительно – в размере 100 % первоначальной стоимости при выдаче в эксплуатацию;
-
стоимостью свыше 100 000 руб. – в соответствии с рассчитанными нормами амортизации.
Для начисления амортизации на объект (группу объектов) библиотечного фонда стоимостью свыше 100 000 руб. необходимо выбрать один из трех методов и закрепить его в учетной политике (п. 36, 37 СГС «Основные средства»):
-
линейный метод, который предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;
-
метод уменьшаемого остатка, при использовании которого годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой;
-
пропорционально объему продукции. Данный метод заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива.
К сведению: при одинаковых способах получения будущих экономических выгод или полезного потенциала для объектов основных средств, входящих в одну группу основных средств, возможно применение одного метода начисления амортизации к группе основных средств в целом.
Библиотечный учет с редакцией в 2022 году
Обязанность по учету обычно возлагается на сотрудников отдела создания фонда. За достоверность сведений, указанных в учетных документах, отвечает руководитель этого отдела. Однако в маленьких библиотеках может просто не быть подобного отдела с узкой специализацией. Что делать при наличии этих обстоятельств? Следует возложить ответственность за учет на работника учреждения с высокой квалификацией.
Цифровизация потребует от библиотек внедрения новых форматов хранения информации и методов работы с ними.
В настоящее время все учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.
Нормативно-правовая основа Учет библиотечных фондов осуществляется не только по правилам бухгалтерского учета: операции с книгами — это целая наука!
Помимо утвержденной Стратегии развития, в 2022 году в России будет запущена новая программа «Библиотека в креативной экономике». Ее цель — сделать библиотеку центром притяжения для представителей креативных индустрий.
Перечень объектов, подлежащих учету на счете, не изменился. По-прежнему он предназначен для учета:
- имущества, полученного учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды;
- имущества, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления;
- имущества, полученного в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения) в соответствии с законодательством;
- музейных предметов и коллекций в составе государственной и негосударственной части Музейного фонда России;
- прав ограниченного пользования чужими земельными участками, в том числе сервитута, а также объектов, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления.
Порядок ведения забалансового учета
Ведение забалансового учета обеспечивает контроль за использованием и сохранностью ценностей, находящихся у учреждения во временном распоряжении, а также своевременное и корректное оформление соответствующей бухгалтерской документации и организацию надлежащего бухучета по забалансу.
Учет по забалансу ведется в простой форме, избегая спама, то есть суммы по операциям с активами, вынесенными за баланс, отражаются либо по дебету, либо по кредиту. Корреспонденция (двойная запись) по ним не ведется.
Проводки составляются по следующему правилу: необходимая сумма записывается или в Дт, или в Кт. Одна и та же операция не должна проводиться по дебету одного бухсчета и по кредиту другого. На Дт забаланса формируются бухгалтерские записи по получению имущества и выдаче обеспечений, на Кт — выбытие ценностей и завершение обеспечений.
Остаток на начало периода (месяца) указывает на наличие того или иного вида ценностей, которые учитываются на определенном счете. Остаток на конец месяца у ЗС всегда является дебетовым.
Дебетовое сальдо на конец периода определяет остаток средств, сформировавшийся на отчетную дату.
Забалансовые счета в государственных учреждениях
Единым планом счетов предусмотрено 30 забалансовых счетов (далее — з/с) под номерами от 1 до 27, а также 30, 31 и 40. Ко всем этим счетам применяется простая схема ведения учета, то есть приход отражается только по дебету, а расход — по кредиту, без корреспонденций.
- для организации контроля сохранности имущества, которое находится на территории организации, но по которому нет права оперативного управления или которое, согласно правилам учета, не отражается на балансовых счетах (единицы библиотечного фонда, основные средства до 3 000 руб., находящиеся в использовании, награды и т. д.), а также прочих материальных ценностей;
- для отслеживания расчетов и обязательств, ожидающих исполнения;
- для сбора аналитической информации о прочих объектах учета и т. д.
Кроме того, для организации управленческого учета учреждения могут сами создавать дополнительные з/с.
Забалансовые счета бюджетных учреждений
Ознакомиться со всеми счетами, которые используются при ведении учета в бюджетном учреждении можно в таблице.
Также нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. С января 2021 применяется Приказ № 209н. Новыми положениями добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.
Учет ведите в Карточке учета средств и расчетов. Постановка на учет осуществляется на основании актов ревизий, проверок и других аналогичных документов. На счете 16 суммы переплаты пособий продолжают числиться до момента их полного погашения или списания. Если погашение или взыскание производится в течение нескольких месяцев, суммы, учтенные за балансом, также могут списываться постепенно.
Зачем нужна забалансовая отчетность?
На первый взгляд, у предприятий, работа которых не связана жесткими правилами ведения забалансового учета, отсутствует необходимость в нем. Однако это не совсем так. Разберемся, почему.
Во-первых, бухгалтеры, проходившие аудиторскую проверку, прекрасно знают, что без забалансового учета, составленного должным образом, они не смогут получить положительное заключение специалистов. Прямая ответственность за его отсутствие не установлена. Однако КоАП предусматривает административное наказание за отсутствие информации по показателям, отражающим не менее 10 % данных о хозяйственных операциях.
Во-вторых, в последнее время проверка забалансового учета работниками налоговой службы стала регулярной и более тщательной. Это вполне объяснимо: налоговую службу постоянно проверяет государство и требует результатов работы. Инспекторы задают бухгалтерам самые разные вопросы. Например, где в балансе отражено помещение, в котором сотрудники предприятия выполняют свои обязанности? Если оно в документах не отражено, значит, люди сидят дома или трудятся на улице? Если в учете не показано помещение, как возможно принятие затрат на аренду в состав расходов по налогу с прибыли? Имущество в балансе отсутствует, значит, издержек нет. Инспекция вполне может направить дело в суд. А судебная практика далеко не всегда складывается в пользу плательщика.
В-третьих, составление забалансовой отчетности способствует сближению бухгалтерского и управленческого учета. Руководители любят задавать финансистам разные вопросы. К примеру, ноутбук за 40 тыс. руб. в учете не отражен, поскольку его списали в материалы, а затем в затраты. Это означает, что он больше предприятию не принадлежит, и любой работник может его забрать себе? Или, к примеру, несколько лет назад был куплен пакет программного обеспечения. После того, как операция ушла со статьи затрат предстоящих периодов, в учете этого ПО нет. Руководитель же хочет увидеть количество программ и сроки их лицензий в балансе.
Изменения в инструкциях по учету в 2021 году
С.А.
Ратовская, консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»В 2021 году вносятся существенные изменения во все инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях.
Изменения связаны с новым порядком применения КОСГУ, вступлением в силу с 2021 года нескольких федеральных стандартов бухгалтерского учета и уточнением порядка забалансового учета отдельных объектов. Минфином России утверждены следующие приказы об изменениях в инструкции: Наименование инструкцииПриказ Минфина РоссииЗарегистрировано в Минюсте России по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н 29.01.2021 за № 53597 по бюджетному учету, утв.
приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н 29.01.2021 за № 53598 по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв.
приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н 29.01.2021 за № 53600по бухгалтерскому учету в автономных учреждениях, утв.
Финансовые прогнозы: забалансовые средства
В 2024 году казенное учреждение планирует выйти на забалансовые средства в значительном объеме. Ожидается, что сумма, которую учреждение перенесет в забаланс, составит не менее 50 миллионов рублей. Это позволит учреждению расширить свои возможности и осуществить ряд важных проектов.
Забалансовые средства представляют собой дополнительные ресурсы, которые учреждение получает помимо основного бюджета. Они часто выделяются для реализации конкретных задач или проектов, которые не были учтены при составлении бюджета.
В случае казенного учреждения, забалансовые средства могут использоваться для приобретения нового оборудования, организации специальных мероприятий или проведения исследований и разработок. Эти средства позволяют более гибко управлять финансами учреждения и удовлетворить дополнительные потребности и запросы.
Ожидается, что забалансовые средства будут использоваться с умом и эффективно, чтобы обеспечить рост и развитие казенного учреждения. Важно отметить, что эти средства предоставляются на конкретные цели и должны быть использованы согласно установленным правилам и нормативам.
В целом, прогнозы по забалансовым средствам для казенного учреждения в 2024 году обнадеживающие. Учреждение сможет получить дополнительное финансирование и реализовать важные проекты, что положительно отразится на его деятельности и развитии.
Повышение финансового порога и новые стандарты работы
Одновременно с увеличением финансового порога, учреждения также будут обязаны соблюдать новые стандарты работы. Они касаются организации управления, процессов взаимодействия с гражданами и других сторонних организаций, а также качества предоставляемых услуг.
Новые стандарты работы казенных учреждений: |
---|
1. Обязательное ведение электронной базы данных всех документов и процессов учреждения. |
2. Регулярное проведение аудита деятельности и предоставление отчетности соответствующим контролирующим органам. |
3. Внедрение системы мониторинга качества предоставляемых услуг и обратной связи от граждан и клиентов. |
4. Развитие системы электронного взаимодействия с гражданами и организациями, включая возможность получения информации и предоставления заявлений через интернет. |
5. Повышение квалификации сотрудников и создание программы обучения на основе современных требований и практик. |
Внедрение данных изменений позволит казенным учреждениям оперативно и эффективно решать поставленные задачи, улучшать работу, а также повышать уровень доверия и удовлетворенность граждан и клиентов.