Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасная налоговая нагрузка по НДС в 2024 году по регионам и отраслям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ежегодно ФНС определяет перечень предприятий — объектов выездных проверок будущего года. Одной из причин, «благодаря» которой в организацию могут прийти налоговики с проверкой, является низкая фискальная нагрузка.
Низкая налоговая нагрузка: чего можно не опасаться
Налоговики считают, что низкая налоговая нагрузка — первый признак применения налогоплательщиком схем уклонения от налогов, но не единственный. Поэтому только по показателю низкой налоговой нагрузки:
- Налоги автоматически не доначислят.
Сначала контролерам придется доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды или нарушения налогового законодательства.
- Не станут вызывать директора и главбуха в инспекцию.
Для вызова нужны более веские аргументы: у контролеров накопились вопросы по контрагентам, выставившим счета-фактуры, есть подозрения в применении незаконных налоговых схем и т. д.
- Не включат сразу в план выездных проверок.
Чтобы стать претендентом на выездную проверку, одной низкой налоговой нагрузки мало. Контролеры примут решение на основе совокупности специальных критериев (об этом расскажем далее).
Для налогоплательщиков низкий показатель налоговой нагрузки является маркером — сигналом о необходимости понять причины отклонений от среднеотраслевого показателя и оценить риски ВНП.
Понятие налоговой нагрузки и методика ее исчисления
Налоговая нагрузка — это удельный вес перечисленных в бюджет налоговых платежей к суммарной выручке компании.
Позиция Федеральной налоговой службы такова: каждый субъект бизнеса при расчете налогов должен сопоставлять полученные значения с рекомендуемыми ФНС. Показатели устанавливаются ежегодно по отраслям.
Если на протяжении нескольких периодов у компании наблюдается низкая налоговая нагрузка, ФНС решит, что имеет место занижение налоговой базы. В этом случае, у организации есть все шансы попасть в план выездных проверок.
Общая налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:
ННобщая = Общая сумма начисленных налогов за период / Выручка за аналогичный период х 100%.
Общий показатель налоговой нагрузки утвержден отдельно для каждой отрасли. Например, в 2020 году минимальная величина налоговых поступлений для компаний сферы гостиничного бизнеса и общественного питания составляет 10,5 %. Это означает, что не менее 10,5 % от суммы полученной выручки организация должна перечислить в бюджет в качестве фискальных платежей.
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
Некоторые послабления для клиентов банков
До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.
Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:
- Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
- Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
- Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
- Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.
Некоторые послабления для клиентов банков
До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.
Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:
- Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
- Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
- Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
- Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.
Как объяснить низкую налоговую нагрузку
Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.
Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:
- сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
- самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.
Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.
Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:
- осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
- много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
- началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).
Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:
- снижение объемов продаж продукции;
- сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
- рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.
Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
- Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
Пояснения для обоснования низкой налоговой нагрузки
Планируются следующие стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:
-
введение налогового вычета по акцизам на сырье (нефтяное сырье, этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности(введенных с 2022 года), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;
-
переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;
-
уточнение параметров режима в виде уплаты НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;
-
повышение эффективности деятельности институтов развития;
-
реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.
При расчете показателя учитываются все налоги, исчисленные компанией как налогоплательщиком, так и агентом по налогам:
- на прибыль;
- на имущество, землю, транспорт;
- НДС;
- НДФЛ.
Не нужно учитывать таможенные пошлины и ввозной НДС.
Ранее при расчете не учитывались также суммы страховых взносов. Это объяснялось тем, что администрированием этих платежей занимались внебюджетные фонды: ПФР, ОМС и ФСС. С 01.01.2017 контроль за начислением и уплатой страховых взносов передан ФНС. Поэтому, начиная с 2017 года, налоговая нагрузка организации определяется с учетом страховых взносов. Но их сумма не включается в расчет нагрузки по фискальным сборам, а предусмотрен расчет отдельного показателя фискальной нагрузки по страховым взносам.
Если организация имеет неудовлетворительные значения показателя, то, как было сказано выше, она попадет под более пристальное внимание контролирующих органов. Вначале ИФНС запросит у компании пояснения, на которые следует ответить. Ведь снижение уплачиваемых налогов может быть вызвано объективными причинами, например:
- падение спроса на реализуемые товары и услуги;
- рост цен на закупаемые материалы и комплектующие;
- рост иных расходов (например, в связи с модернизацией производства).
Сам по себе результат не может служить доказательством неуплаты налогов организацией. Доначисление налогов и штрафов ФНС может осуществить только при выявлении нарушений НК РФ при проведении выездной или камеральной проверки.
Несоответствие показателя критериям оценки по среднеотраслевому уровню не является единственным критерием для вынесения решения о проведении выездной проверки. Все критерии оценки будут анализироваться в комплексе. Кроме открытых данных о рискованности деятельности компаний, существуют еще те, которые ФНС не раскрывает широкой общественности. Но если вы хотите избежать повышенного внимания контролирующих органов, следует следить за соответствием нагрузки по налогам среднеотраслевым показателям. Иногда бывает необходимо направить письмо в ФНС с разъяснением причин возникших неудовлетворительных показателей.
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Налоговая нагрузка по НДС
Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ не предусматривает расчет налоговой нагрузки по отдельным видам налогов. Соответственно, нет и ориентиров, на которые налогоплательщик может опираться при решении вопроса, достаточно ли, с точки зрения налоговиков, он уплачивает того или иного налога. Тем не менее такой расчет как инспекция, так и налогоплательщик могут производить. И недостаточное, по мнению налоговой инспекции, значение налоговой нагрузки по НДС может привлечь к налогоплательщику повышенное внимание. Так, исходя из указанного выше алгоритма, для налоговой нагрузки по НДС формула расчета на примере может выглядеть так.
Предположим, сумма уплаченного НДС за 2017 год составила 47 500 тыс.руб., а величина выручки (без НДС) и прочих доходов составила 3 200 000 тыс.руб. Следовательно, налоговая нагрузка по НДС составит 1,5% (47 500 / 3 200 000 * 100).
Обращаем внимание, что применительно к НДС налоговиков интересует больше такой показатель, как доля налоговых вычетов в сумме начисленного НДС за 12 месяцев. О том, что понимается под безопасной долей НДС-вычетов, мы рассказывали в отдельном материале.
Кто контролирует долю суммы к уменьшению по НДС
ФНС при проведении контрольных мероприятий руководствуется концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@). Приложением 2 к приказу является перечень критериев для самостоятельной оценки рисков налогоплательщиками.
В таком перечне не заявлен безопасный процент НДС от выручки, чтобы не попасть на проверку, но предусмотрен анализ суммы уменьшения исчисленного налогового платежа. В соответствии с этим критерием, если доля уменьшения НДС на протяжении 12 месяцев равна или превышает 89% — это один из поводов присмотреться к компании повнимательней.
В случае если процент вычитаемой суммы из исчисленного НДС превысит нормативный показатель, инспекция запросит пояснения. А если такая ситуация продолжается длительное время, то компанию могут включить в план выездных проверок.
Чтобы избежать ненужного интереса со стороны налоговиков, расскажем, как рассчитать безопасную долю вычетов по НДС с использованием готовой формулы.
Формулы расчета прибыли предприятия
Ввиду многочисленности формул, применяемых на практике для расчета тех или иных разновидностей прибыли, мы предлагаем придать соответствующим эмпирическим данным табличным вид, исключительно удобства восприятия ради…
Таблица 1. Формулы расчета прибыли предприятия
НАИМЕНОВАНИЕ | ФОРМУЛА |
Формула расчета чистой прибыли | Пчист. = Поперац. – Нприб. |
Формула расчета выручки | В = Сед. * Кпрод. |
Формула расчета маржинальной прибыли | Пмарж. = В — Зперем. |
Формула расчета валовой прибыли | Пвалов. = В – Спроизв. |
Формула расчета прибыли от реализации | Преализ. = В – Сполн. |
Формула расчета балансовой прибыли | Пбаланс. = Ппродаж – Рпроч. + Дпроч. |
Формула расчета операционной прибыли | Поперац. = Пбаланс. + ПРвыпл. |
Как объяснить низкую налоговую нагрузку
Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.
Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:
- сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
- самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.