Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила авиакомпаний для пассажиров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При бронировании перевозки пассажир предоставляет ПАО «Аэрофлот» /уполномоченному фрахтователем на реализацию перевозки лицу/Заказчику/АО «Авиакомпания «Аврора» свои персональные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, гражданство, вид и номер документа, удостоверяющего личность, и срок его действия) согласно действующему законодательству Российской Федерации. Авиакомпания осуществляет обработку персональных данных пассажира в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (в т.ч. при бронировании перевозки, оформлении билета, изменении условий перевозки, при добровольном/вынужденном отказе от перевозки, а также после прекращения договора перевозки – по требованию уполномоченных органов государственной власти). При отказе от предоставления указанных данных бронирование не производится. Пассажир при бронировании может сообщить номер телефона и/или адрес электронной почты, которые необходимы для своевременного оповещения об изменениях расписания и для связи в экстренных случаях.
Настоящий документ содержит положения и требования нижеследующих документов, на которые даны ссылки:
— Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреальская конвенция, 1999 г.);
— Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция, 1929 г.);
— Гаагский протокол (протокол о поправках к Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся воздушных международных перевозок, 1955 г.);
— Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция, 1944г.);
— Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 г.);
— Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 г.);
— Приложение 17 к Конвенции о международной гражданской авиации. «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»;
— Воздушный кодекс Российской Федерации № 60-ФЗ от 19.03.1997;
— Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) № 51-ФЗ от 30.11.1994;
— Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) № 14-ФЗ от 26.01.1996;
— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001;
— Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1от 07.02.1992;
— Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006;
— Федеральный закон «Об оружии» № 150-ФЗ от 13.12.1996;
— Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» № 114-ФЗ от 15.08.1996;
— Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» № 67-ФЗ от 14.06.2012;
— Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.1997 № 1314;
— Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814;
— Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта, а также в зонах безопасности, установленных вокруг отдельных судов и (или) иных плавучих средств с ядерным реактором либо судов и (или) иных плавучих средств, транспортирующих ядерные материалы, объектов транспортной инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208;
— Федеральные авиационные правила «О воздушной перевозке оружия и патронов», утвержденные приказом Минтранса России от 16.08.2021 № 275;
— Правила формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденные приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155;
— Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее – ФАП-82);
— Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104;
— Приказ Минтранса России «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» № 134 от 08.11.2006;
— Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142;
— Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденный приказом Минтранса России от 15.02.2016 № 24;
— Действующие внутренние нормативные документы АО «Авиакомпания «Россия»;
— «Обслуживание пассажиров» СТО-ГД-368;
— «Руководство по организации наземного обслуживания» РД-ГД-62;
— «Линейка продукта АО «Авиакомпания «Россия» СТО-ГД-20;
— «Технология обслуживания отдельных категорий пассажиров» Т-53-632;
— «Технология обслуживания пассажиров при изменении условий перевозки или вынужденном отказе пассажирам в перевозке» Т-53-641;
— «Правила поведения пассажиров при предполетном обслуживании и на борту воздушных судов АО «Авиакомпания «Россия» И-ГД-433;
— «Положение о порядке рассмотрения претензий, вытекающих из нарушений договоров воздушной перевозки» И-53-704;
— «Инструкция по действиям персонала в случае нарушения пассажирами Правил поведения при предполетном обслуживании и на борту воздушных судов» И-ГД-130;
— «Инструкция о воздушной перевозке оружия и патронов воздушными судами АО «Авиакомпания «Россия» И-11-32;
— «Инструкция по проведению онлайн-регистрации пассажиров на рейсах АО «Авиакомпания «Россия» с нумерацией FV 5501-5949» И-ГД-33;
— «Инструкция по предоставлению дополнительной услуги «Выбор места» пассажирам на рейсах с нумерацией FV5501-5999» И-53-629;
— «Руководство по работе с обращениями клиентами» РД-ГД-134;
— «Инструкция по проведению регистрации пассажиров АО «Авиакомпания «Россия» с использованием киосков самостоятельной регистрации» И-06.04-51;
— «Инструкция предоставления мест повышенной комфортности пассажиру при регистрации (услуга «Space+», «Super Space») на рейсы АО «Авиакомпания «Россия» с нумерацией FV/SU 6000-6999» И-ГД-140;
— «Процедура предоставления услуги «Люлька на борту ВС» на рейсах АО «Авиакомпания «Россия» с нумерацией FV5501-5949» И-ГД-240.
Примечание: при пользовании настоящими Правилами необходимо проверить актуальность указанных документов. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими Правилами следует руководствоваться замененным (измененным) документом.
5.2 Сверхнормативный багаж
Перевозка всех видов сверхнормативного багажа осуществляется при наличии технической возможности воздушного судна. Пассажир обязан оплатить перевозку багажа, превышающего норму бесплатного провоза, по установленным тарифам. При невыполнении указанных условий перевозка багажа сверх нормы не осуществляется. Авиакомпания вправе устанавливать запрет на перевозку багажа сверх нормы по отдельным направлениям с уведомлением об этом пассажиров при бронировании и оформлении перевозки.
Если пассажир предъявил к перевозке багаж весом и/или размером, и/или в количестве мест меньшим, чем им было предварительно оплачено, разница в оплате перевозки между оплаченным и фактическим весом и/или размером, и/или количеством мест багажа подлежит возврату пассажиру.
Правила авиаперевозки предполагают список вещей, которые можно взять с собой в салон в любом случае, даже если пассажир путешествует по билету, не предполагающему какой-либо багаж. Вот этот список:
-
рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамская сумка, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами;
-
букет цветов;
-
верхняя одежда;
-
детское питание для ребенка на время полета;
-
костюм в портпледе;
-
устройство для переноса ребенка (детская люлька, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет, детская коляска и другие устройства) при перевозке ребенка;
-
лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета;
-
костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляска;
-
товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, вес и габариты которых установлены правилами перевозчика.
Пассажир самолета имеет право перевозить с собой одного ребенка до двух лет без предоставления ему отдельного места на внутренних рейсах – бесплатно, на международных – со скидкой в размере 90% от нормального или специального тарифа, если отсутствуют особые условия применения специального тарифа. Если по просьбе сопровождающего пассажира такому ребенку предоставляется отдельное место, оно оплачивается со скидкой в размере 50%.
Перевозка других детей до двух лет, а также детей от двух до 12 лет с предоставлением им отдельных мест оплачивается со скидкой в размере 50%.
Кроме того, как правило, авиакомпании предоставляют пассажирам с детьми приоритет при посадке (они раньше других пассажиров заходят в салон и заносят коляски и люльки, которые, как вы помните, провозить в самолете можно).
Правила предусматривают санкции
- прекращение обслуживания алкогольными напитками пассажира, находящегося в состоянии как алкогольного опьянения, так и любой другой интоксикации;
- изъятие у пассажиров на время полета (с последующим возвратом по его окончании) принадлежащих им спиртных напитков, в том числе — приобретенных в магазинах беспошлинной торговли на борту самолета;
- применение мер принуждения к лицу, отказывающемуся выполнять распоряжения командира воздушного судна;
- удаление пассажира-нарушителя с борта самолета в ближайшем пункте его посадки, а в случае совершения самолетом вынужденной посадки — возмещение пассажиром дополнительных расходов, понесенных авиакомпанией в результате его недопустимого поведения;
- передача такого пассажира в правоохранительные органы независимо от государства посадки;
- возмещение пассажиром материального ущерба, причиненного им авиакомпании вследствие порчи принадлежащего ей имущества;
- тюремное заключение (в отдельных странах — сроком до
2-х лет); - наложение денежного штрафа в размере от двух до пяти тысяч рублей (в отдельных странах — размером более $3000), или административный арест на срок до пятнадцати суток;
- лишение пассажира права дальнейшего пользования услугами перевозчика, в том числе — расторжение уже заключенного договора о воздушной перевозке, без компенсации его стоимости;
- аннулирование виз, выданных как Российской Федерацией, так и другими государствами;
- придание инциденту максимальной публичной огласки в СМИ и на специальных интернет-сайтах;
- наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях часть 6 Статьи 11.17 введена Федеральным законом РФ от 21.12.2009г №
336-ФЗ).
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с требованиями безопасности существуют ограничения по размещению пассажиров на местах в ряду аварийного выхода. В случае возникновения аварийной ситуации, пассажиры, размещенные на местах у аварийных выходов/люков, должны оказать помощь экипажу самолета. Именно по этой причине данные места недоступны для предварительной (онлайн) регистрации и не предоставляются:
- детям до 12 лет ( в том числе при наличии сопровождающих лиц);
- беременным женщинам;
- пассажирам, перевозящим животных в салоне самолета;
- лицам с ограничениями жизнедеятельности;
- пассажирам, которым необходимо использовать удлинительный ремень безопасности;
- лицам, не владеющим русским и английским языками.
Пассажирам запрещается
- Создавать ситуации, угрожающие безопасности полета или жизни, здоровью и личному достоинству других пассажиров, а также авиаперсонала — допускать по отношению к ним любое оскорбление — словесное или физическое
- Употреблять алкогольные напитки, кроме тех, что были предложены на борту воздушного судна
- Курить (в том числе электронные сигареты) на борту самолетов в течение всего полета
- Использовать аварийно-спасательное оборудование без соответствующих указаний экипажа
- Создавать условия, не комфортные для остальных пассажиров и препятствующие работе членов экипажа
- Портить принадлежащее авиапредприятию имущество и/или выносить его с борта самолета
Предоставление дополнительных услуг
-
ГЛАВА 11
-
В случае оказания Клиентам дополнительных услуг, не указанных в главе 6 Правил и в условиях применения тарифов, Авиакомпания действует исключительно в качестве агента третьей стороны. Именно третья сторона оказывает такие услуги.
-
В случае оказания дополнительных услуг третьей Стороной, Авиакомпания выдает перевозочный документ/ваучер на совершаемую третьей стороной перевозку или иные отличные от воздушной перевозки услуги (например, на Бронирование гостиницы или аренду автомобилей).
-
Иные условия могут применяться в том случае, если Авиакомпания оказывает Клиенту услуги по перевозке наземным транспортом. Информацию о таких условиях можно получить по запросу.
-
Воздушная перевозка пассажиров, багажа и грузов производится перевозчиком на основании договора воздушной перевозки за установленную плату с соблюдением настоящих Правил.
По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.
Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.
Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, настоящих Правилах, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
До заключения договора воздушной перевозки Пассажир обязан ознакомиться с настоящими Правилами, опубликованными на Интернет – сайте (АО Авиакомпания Тайга). Оплата договора воздушной перевозки означает согласие пассажира (грузоотправителя) с выполнением требований Правил.
Перевозка пассажиров, багажа и груза, выполняемая от аэропорта отправления до аэропорта назначения несколькими перевозчиками по одному перевозочному документу (в том числе по выданным вместе с ним дополнительным перевозочным документам), рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадки (перегрузки) или перерыв в перевозке.
Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой накладной (перевозочными документами).
Пассажир воздушного судна обязан оплатить Воздушную перевозку по установленному тарифу, а при наличии у него багажа сверх установленной нормы бесплатного провоза Багажа, также оплатить провоз этого Багажа.
Договор Воздушной перевозки считается заключенным с момента надлежащей и своевременной оплаты Воздушной перевозки.
Пассажир обязан оплатить стоимость перевозки в сроки, предусмотренные условиями применения тарифов Авиакомпании, действующими на момент оформления Заказа, строго указанными Авиакомпанией способами.
В случае если Пассажир произвел оплату Заказа способом, не предусмотренным соответствующими Правилами Авиакомпании, или посредством неуполномоченной Авиакомпанией организации, Договор воздушной перевозки считается незаключенным, если Авиакомпания не подтвердит иное.
Оплата по Договору воздушной перевозки может быть произведена третьим лицом (плательщиком), при этом подразумевается, что третье лицо осуществляет такую оплату в рамках существующих договорных отношений с Пассажиром. В связи с тем, что права и обязанности по Договору воздушной перевозки возникают у Пассажира и Авиакомпании, плательщик не имеет права требовать в дальнейшем возврата уплаченных денежных средств если не докажет, что указанные средства были перечислены вследствие ошибки или неправомерных действий иных лиц. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, возврат уплаченных третьим лицом денежных средств может быть осуществлен исключительно Пассажиру. Если после выполнения Воздушной перевозки уплаченные третьим лицом денежные средства по Договору Воздушной перевозки Пассажира будут правомерно взысканы плательщиком с Авиакомпании, Пассажир обязан в течение 3 дней компенсировать Авиакомпании стоимость Воздушной перевозки, сумму понесенных в связи с таким взысканием расходов, а также неустойку в размере 5 (пяти) процентов от стоимости Воздушной перевозки за каждый календарный день с момента совершения Воздушной перевозки до полного погашения Пассажиром задолженности перед Авиакомпанией.
Если Перевозчику причинен ущерб по вине пассажира, то пассажир несет материальную ответственность в пределах причиненного им ущерба.
Ручная кладь — это вещи, которые вы можете взять с собой в салон самолёта. Во время полёта ручную кладь кладут на багажную полку или под сиденье впереди стоящего кресла, чтобы она не мешала в случае эвакуации.
Ручную кладь обычно проверяют на стойке регистрации в аэропорту и иногда перед выходом на посадку. Максимальный вес ручной клади устанавливает авиакомпания — обычно это 5-10 кг. Билеты по самым дешёвым тарифам обычно включают только ручную кладь. Иногда ручная кладь может не входить в стоимость билета, тогда за неё надо доплатить.
Сколько ручной клади можно взять на рейс, лучше уточнять до покупки авиабилета. При выборе билета на Туту вы увидите нормы ручной клади и багажа для каждого билета.
Какие вещи можно брать с собой в салон дополнительно к ручной клади
А вот тут все очень даже интересно. Дело в том, что, помимо ручной клади, пассажиры могут взять еще некоторые вещи вместе с собой в салон самолета. Их перечень зависит от каждой конкретной компании, но чаще он ограничивается следующими предметами:
- небольшая дамская сумочка или рабочий портфель;
- букет цветов, правда, везти его будет не очень удобно;
- вся верхняя одежда, для которой предусмотрен верхний отсек;
- детское питание в необходимом на все время полета объеме;
- сценический или деловой костюм, упакованный в портплед;
- детская коляска, люлька или автокресло — только до трапа;
- костыли или складные инвалидные коляски подходящих размеров.
Напомним, что это обобщенный список. Не всегда он соответствует правилам определенной компании. Если есть сомнения, лучше уточнить у перевозчика.
Наконец, далеко не все вещи допускаются в ручную кладь. Требования к ним у разных компаний могут тоже различаться, но в целом, общие моменты прослеживаются. Итак, давайте более подробно о содержимом.
Об охоте, рыбалке и оружии
Большинство авиакомпаний строго запрещает различное оружие, а также удочки и рыболовные снасти в ручную кладь. Иными словами, взять вы их можете, но придется оформлять в багаж. Исключений обычно не допускается, и спорить тут не получится. Даже спортивное оружие относится к классу опасного, а значит, в ручной клади ему места нет.
Вообще, оружие — неоднозначная категория. Прежде всего, помимо паспорта, с собой придется взять все документы на оружие: разрешение на его хранение и ношение, охотничий билет. А при заграничном путешествии, не забудьте еще и разрешение на вывоз оружия за пределы Российской Федерации.
И обязательно помните, что любой компанией такие опасные предметы в салоне запрещены. Даже если речь идет об игрушечном пистолете для ребенка, его вполне могут не разрешить взять в ручную кладь. Выход тут только один — оформлять багаж или вообще не рисковать.
Соблюдать размеры ручной клади
Вы не можете просидеть весь полёт с чемоданом на коленях — поэтому у вас должна быть возможность куда-то его убрать. В салоне есть только две возможности для хранения ручной клади: отсеки над креслами и место под впереди стоящим сидением. Если сумка или чемодан будут слишком большими, их некуда будет деть (а если они всё-таки влезут наверх, багаж других пассажиров может не поместиться, даже если они соблюли все правила).
Авиакомпании берут среднее значение размеров ручной клади, которое позволит всем пассажирам разместить свой багаж в верхних отсеках. Хотя иногда лоукостеры специально занижают размеры ручной клади — только ради того, чтобы вы сэкономили на билете, но доплатили даже за небольшую сумку.
Как вести себя при посадке и торможении
Завершающий этап полёта — посадка на землю и торможение. Как и взлёт, это один из самых травмоопасных этапов, поэтому соблюдать правила на нём особенно важно. Вот ключевые из них:
1. Не покидайте своё место, пока бортпроводники не разрешат это сделать. Иначе вы можете упасть, например, во время резкого манёвра уже после остановки.
2. Пристегните ремни безопасности. Отстегнуть их можно будет только тогда, когда об этом скажут члены экипажа.
3. Будьте готовы обхватить голову руками и наклониться к коленям. Это снизит риск получения травмы в критической ситуации.
4. Когда экипаж разрешит покинуть место и самолёт, по возможности уступите дорогу другим пассажирам, чтобы не создавать «пробку».