Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли развестись с мужем без его согласия в исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для обозначения развода в мусульманстве есть отдельное слово — талак. Решение разойтись пара принимает, когда не остается больше способов наладить отношения друг с другом или существует какая-либо определенная проблема, сподвигшая одну из сторон в браке пойти на талак. Полностью разрыв между супругами происходит после того, как суд выносит решение о разводе.
Развод при наличии детей
– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?
– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.
Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.
– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?
– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.
Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.
– Могут родители договориться и оставить ребенка с матерью?
Развод в чрезвычайных и критических ситуациях
Существуют в исламе чрезвычайные случаи, при которых происходит развод супругов:
- Супруг произнес слова о разводе в шутку. Брак в исламе святое, поэтому шутить об этом крайне не советуется. Более того, такие слова, произнесенные несерьезно, учитываются и процесс талака запускается.
- Мужчина произнес слова о расторжении брака в пьяном состоянии. А вот в этом случае, ситуация не является серьезной и разрушение семьи не произойдет. Мусульманам даже молитвы читать в пьяном состоянии нельзя, это считается огромным грехом.
- Обещание развестись, данное по принуждению. Если мужчину заставили с помощью манипуляций, угрозами или физической расправы отказаться от жены, то такое решение признается недействительным.
- Решение, принятое незадолго или при смерти. Если человек знает, что скоро умрет и решает развестись, его просьба не будет принята. Это защищает женщину от оставления без наследства, а также влияет на юридический статус вдовы. В результате чего ей полагаются пособия или льготы, в зависимости от законов страны, гражданкой которой она является.
Во Франции в центре внимания оказался бракоразводный процесс весьма щекотливого свойства.
Во Франции в центре внимания оказался бракоразводный процесс весьма щекотливого свойства. Судьи решали, нужно ли разводить мужа-мусульманина с женой на основании того, что после первой брачной ночи он выяснил, что его супруга уже имела опыт общения с мужчинами.
В культурах многих народов этот момент при вступлении в брак до сих пор является основополагающим. Но, например, в Европе хранителям устоев активно противостоят правозащитники, отстаивающие право женщин на личную свободу и эмансипацию.
Чью позицию поддержал суд, узнал корреспондент НТВ Вадим Глускер.
Насильно мил не будешь, но французский же суд доказал обратное. И хотя для развода супругов до настоящего времени требовалось лишь взаимное согласие сторон, то на этот раз базовых принципов светскости оказалось недостаточно.
Они поженились в 2006, выходцы из Марокко, мусульмане. Он 30-летний программист, она 20-летняя студентка медицинского училища. Свадьба прошла с восточным размахом, жених был горд, что он взял в жены прекрасную деву. Первое разочарование в первую же брачную ночь. Муж обнаружил, что невеста не была невинна, и тут же подал на развод.
Ксавье Ляббэ, адвокат супруга: «Мой клиент требует расторжения брака, супруга его просто обманула».
Полтора года длилось судебное разбирательство. И в апреле этого года суд города Лилль посчитал, что брак может быть расторгнут, поскольку предположение мужчины о девственности невесты было «определяющим фактором» при решении вступить брак. При этом вероисповедание супруга в постановлении суда не упоминалось.
Шарль-Эдуард Може, адвокат супруги: «Это счастье для моей клиентки. После того стресса, который она пережила, после давления и физических угроз в ее адрес она может вздохнуть спокойно и начать новую жизнь».
Государственные прокуроры заявляли тогда, что аннулирование брака возможно, если в качестве обоснования такого решения выдвинуть не «дискриминационный мотив» потери девственности, а то, что одного человека приняли за другого. Вот так, не больше не меньше. Решение суда вызвало протесты со стороны правозащитных организаций, посчитавших его победой фундаменталистов и ударом по эмансипации женщин.
Катрин Бакон, правозащитник: «Я считаю, что правосудие должно быть выше религиозных убеждений. Если это решение не будет отменено, то это будет печально для страны прав человека, какой является Франция».
Тогда же 150 членов Европарламента обратились с протестом к министру юстиции Франции Рашиде Дати, имеющей также марокканские корни. Дати распорядилась повторно рассмотреть дело. На помощь был призван даже врач, который должен был восстановить девственность потерпевшей, что, вероятно, могло повлиять на решение разгневанного супруга. Врач согласился дать комментарии только на условиях анонимности.
Врач: «Я могу провести операцию и дать свидетельство о наличии девственности, которое является официальным государственным документом».
Но помощь врача не понадобилась. Апелляционный суд принял поистине историческое решение для светской Франции.
Эрик Вайян, прокурор: «Отсутствие девственности у невесты не является достаточным обоснованием для расторжения брака. Иначе это уже дискриминация».
Адвокат мужа уже заявил, что подобное решение является «принуждением к браку» и подверг резкой критике светскую направленность судебной системы Франции, отметив, что это является вторжением светскости в самые интимные сферы семейной жизни.
Самое любопытное, что жена также выступает против такого решения суда, заявляя, что таким образом ее продолжают унижать. Как теперь молодые будут жить вместе? Ни Аллах, ни юристы, ни даже врач-кудесник не дают ответа.
Что говорят мусульмане при разводе
Вся Хвала Аллаху. Этот вопрос часто возникает у многих мусульманок, и в отдельных темах он тут кажется уже несколько раз поднимался еще давно. Нет сомнения в том, что развод в своей основе в Исламе дозволен, и в этом нет разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 7/96, “аль-Ифсах” 2/137.
Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти. С самых юных лет каждая девушка мечтает выйти замуж.
Формула развода может быть абсолютной (мунжаз) (например, «Ты разведена»), а может быть условной (муаллак) (например, «Я разведусь с тобой, если ты войдешь в этот дом»).
Как происходит развод в Исламе?
Развод при наличии детей
– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?
– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.
Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.
– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?
– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.
Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.
Возможные причины развода
Развод у мусульман без отсутствия причины порицается и противоречит их религии. Для такого крайнего поступка должны быть веские основания, среди них:
- Наличие болезни или уважительная причина. Сюда относят обнаруженные только после замужества родственные связи между супругами. Причиной развестись выступает наличие у одного из супругов венерического или психического заболевания.
- Нехватка денег на еду, одежду и другие потребности. По правилам ислама мужчина должен обеспечивать свою семью. Если же этого ему не удается, жена имеет право потребовать развода.
- Частое отсутствие мужа или его пропажа без вести. В этом случае тоже допускается попросить расторжения брака, чтобы не начались сплетни и слухи.
- Отсутствие взаимопонимания, упреки и постоянные ссоры. Обижать друг друга могут начать словесно, но позже перейти к физическим действиям.
- Отсутствие интимной близости. В результате этого у молодой пары не будет семьи вовсе. Такие проблемы не выставляют напоказ, а решают в узком кругу родных.
- Неверность одного из супругов. Это считается грехом, и непозволительно в семейных отношениях. Именно в таком случае талак обычно спасает от дальнейшего морального падения и осуждения обществом.
У мужчин в мусульманских странах больше прав, поэтому чаще разводы инициируются именно с их стороны им проще исполнить процедуру и получить одобрение официальных органов. Фактически, чтобы избавиться от жены, мужу следует трижды произнести «талак», что значит «я развожусь с тобой». Но слова должны прозвучать не сразу, а через промежутки: 1 раз в цикл менструации у женщины, то есть примерно раз в месяц (в итоге как раз и проходит тот самый трехмесячный период, отведенный на раздумья).
В исламе предусмотрено два вида развода по инициативе мужа: талак раджгий и талак баин. В первом случае супруги после прекращения брака имеют право снова сойтись со временем, а потом развестись (и сойтись снова) еще два раза. Во втором случае расставание будет уже окончательным.
Когда многоженство нежелательно по Исламу
Если мусульманин не может справедливо и поровну обеспечить будущих жен материальными благами – жильем, одеждой, мебелью, пищей, то такому мужчине нежелательно иметь несколько жен. Мусульманин обязан, беря вторую супругу, предоставить ей отдельное жилье, если она не согласилась сама жить под одной крышей с первой женой супруга. Жилье, которое обеспечивает мусульманин для своих жен, должно быть одинаковым по своему комфорту и не быть лучшим для одной супруги и худшим для другой.
Запрещена полигамия для тех мужчин, которые материально не обеспечены настолько, чтобы содержать несколько жен, которые физически слабы, или для тех, кто сам осознает, что не сможет выполнить все перечисленные в Шариате требования для многоженства и относится справедливо ко всем своим женам.
Давать развод (талак) следует однократно
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал:
«Когда Абу Рукана дал развод Умме Рукане, то посланник Аллаха ﷺ сказал ему:
رَاجِعِ امْرَأَتَكَ
«Верни свою жену!».
Тогда тот сказал:
إِنِّي طَلَّقْتُهَا ثَلاَثاً
«Поистине, я дал ей развод трижды».
Пророк ﷺ сказал:
قَدْ عَلِمْتُ رَاجِعْهَا
«Я знаю об этом, верни ее!»» (Абу Дауд 2196, Хаким 3817,Байхакы 14763, АбдурРазак 11334. Шейх Альбани назвал хадис хорошим).
Абу Дауд сказал об этом:
أَنَّ رُكَانَةَ إِنَّمَا طَلَّقَ امْرَأَتَهُ الْبَتَّةَ فَجَعَلَهَا النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَاحِدَةً
«Рукана дал жене окончательный (трёхкратный) развод [за один раз], и пророк ﷺ засчитал ему это как однократный развод».
Из этих хадисов становится ясно, что если муж сказал, что разводит жену три раза, это засчитывается за один развод.
Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».
Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:
أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي
«Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).
В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы.
Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание.
Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:
«Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.
Она сказала по-персидски: «Мой муж хочет забрать моего сына». Абу Хурайра сказал ей по-персидски: «Тяните жребий». Тогда пришёл её муж и сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»
Абу Хурайра сказал: «Я говорю это лишь потому, что слышал, как к посланнику Аллаха ﷺ пришла одна женщина, когда я сидел у него, и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж хочет забрать у меня сына, а ведь мой сын уже подрос, и может принести воды из колодца Абу Инабы, и помогает мне!»
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اسْتَهِمَا عَلَيْهِ
«Тяните жребий».
Её муж сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»
Тогда Пророк ﷺ сказал:
هَذَا أَبُوكَ، وَهَذِهِ أُمُّكَ فَخُذْ بِيَدِ أَيِّهِمَا شِئْتَ
«Это твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку кого хочешь». Ребёнок взял мать за руку, и она ушла вместе с ним»» (Абу Дауд 2277).
Однако, при этом не следует забывать, что в вопросе опеки над детьми приоритетным фактором является именно польза для ребёнка.
Поэтому, не смотря на возраст ребёнка, опеку над детьми следует поручать тому из родителей, кто очевидно лучше справляется со своими родительскими обязанностями.
Очень важно, чтобы родители подошли к вопросу воспитания детей максимально ответственно и без эмоций, избрав для него наилучший вариант и договорившись между собой.
В случае возникновения разногласий между родителями в вопросах опекунства, решение в интересах ребёнка должен принимать судья. Основными критериями при этом являются богобоязненность, состояние здоровья, условия жизни, образование родителей и другие, имеющие значение в деле воспитания ребёнка, факторы.
Некоторые нюансы талака
- Некоторые богословы считают, что если мужчина действительно инициирует распад семьи посредством трех разводов, то все три талака действительны. Такого мнения придерживаются представители и четырех суннитских богословско-правовых школ (мазхабов). Некоторые шииты считают, что такие разводы не могут по праву считаться действительными. Третье мнение заключается в том, что одновременный талак трех портных признается талаком.
- Если после первого или второго развода пара решает воссоединиться через три месяца, они должны с самого начала провести свадебную церемонию (никах), и мужчина должен выплатить махр своей жене.
- Если развод достиг всех трех стадий, то бисексуал может снова жениться только после того, как женщина выйдет замуж за другого. Это правило основано на аяте Корана Сура Бакарас.
‘Если она разделит ее в третий раз, то ему не разрешается жениться на ней, пока она не выйдет за него замуж. А если он нарушит его, то они не согрешат, если встретятся снова». Это самое лучшее ограничение. Я буду ясен в том, кого я знаю» (2:230).
Стоит отметить, что обязанностью супруга является обеспечение супруги всеми необходимыми удобствами (еда, жилье, одежда) во время сношения никяха. Кроме того, как уже отмечалось, половая близость между ними в этот период запрещена. Дети, рожденные от бывшего мужа, считаются его детьми.
Однако до пяти-семи лет его право первородства принадлежит матери.
- Идда означает период, в течение которого женщина вынуждена оставаться дома определенное время из-за прекращения никяха в результате развода или смерти мужа; Идда-талака обычно составляет три полных менструальных цикла. Для беременной женщины она длится до рождения ребенка; для женщины в перименопаузе — три месяца (90 дней).
- Запрещено давать тарак, когда у женщины менструация. Тарак следует давать женщине, когда она находится в состоянии тула (чистоты), когда нет полового акта. Однако следует отметить, что даже если талак дан в то время, когда это запрещено, развод вступает в силу, и женщина сразу же вступает в период идда. Если талак был дан во время менструации, то менструация не засчитывается для завершения Иддаха; Иддах завершается только по окончании трех полных менструальных циклов.
- Развод происходит, когда требуется слово «развод». Независимо от того, намерен ли супруг развестись со своей женой, или он несерьезен, или зависит от нее ради удовольствия.
- Развод говорить не то же самое, что развестись, раз развод бывает не один, а три. Однако если супруг говорит о разводе три раза или говорит: «Я даю тебе три талака», то в силу вступает не один, а три талака.
- Развод по инициативе мужчины. Пока женщина находится в Йиде, если муж дает развод во второй или третий раз, он считается действительным и вступает в силу. После этого развод не имеет силы.
- Талак действителен, если он оформлен в письменном виде или посредством письменного сообщения, электронной почты или текста.
Правила развода сложны. Незначительные отклонения в формулировках могут изменить правила. Решение всегда должно быть запрошено компетентным органом (ученым/муфтием), и дело должно быть раскрыто честно и добросовестно.
Две основные причины неконтролируемых разводов: невежество и неконтролируемый гнев. Невежество и гнев — две опасные болезни, от которых все мусульмане должны искать убежище. Приобретение знаний и тщательная консультация — вот лекарство от этих болезней.
Виды развода в исламе
В исламе различают три вида развода (талака) со стороны мужчины:
Предварительный талак не является расторжением брака. Отношения между супругами могут быть возобновлены на протяжении идды. Это срок, который составляет три менструальных цикла или три месяца, если жена беременна.
Для инициации неокончательного развода мужчине достаточно заявить об этом вслух. Мужчина может написать свое решение на бумаге и дать прочитать супруге.
Муж может передумать и возобновить отношения после предварительного талака. Для этого ему достаточно сообщить о своем решении или просто поцеловать женщину, вступить в близость с ней. Сделать это нужно до конца идды. Согласия супруги не требуется.
Смысл предварительного развода – дать супругам возможность пересмотреть свои отношения и не разрушать семью.
Полный развод мужчина дает жене, если решил окончательно расстаться с ней. В период идды ему запрещается входить в покои бывшей жены, а ей – наряжаться или пытаться другими способами соблазнять мужчину.
Подобный вид расторжения отношений наступает и в том случае, если разорвать их просит жена, выплатив супругу выкуп. Обычно такие вещи происходят по предварительной договоренности.
Разрыв брака считается полным в случае объявления мужчиной троекратного развода жене единовременно. Также после первого талака, если между супругами еще не было половых отношений. В последнем случае муж выплачивает жене половину махра, а она может сразу же сочетаться новым браком.
Первые два талака считаются малым разводом, так как после них супруги еще могут восстановить законные отношения.
Талак становится окончательным, если мужчина объявляет об этом своей супруге три раза. После него женщина сможет вернуться к супругу только после союза с другим мужчиной и развода с ним.
Более правильным считается полный талак, который был израсходован не единовременно, а раз за разом. Подобный развод более соответствует Корану и Сунне.