Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие установлены предельные размеры земельного участка?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для сравнения обратимся к областному центру (с населением численностью от 400 до 500 тыс. чел. Центральной России) — к г. Иваново. Согласно ПЗиЗ г. Иваново в Ж-1 «Зона индивидуальной жилой застройки» установлены параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилищного строительства на одну квартиру — 0,04 га; максимальная — 0,12 га (не распространяется на ранее отведенные земельные участки); максимальная площадь земельного участка для огородничества — 0,039 га (п. 1 и 2 ст. 32.1); в Ж-2 «Зона малоэтажной жилой застройки установлены следующие параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилых домов блокированной застройки с участками — 0,04 га на одну квартиру (ст. 32.2); в Ж-3 «Зона многоэтажной жилой застройки» параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилищного строительства — 0,05 га (ст. 32.3).
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
3. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
4. Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.
Комментарий к Ст. 33 ЗК РФ
1. Положение о том, что нормы предоставления земельных участков гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются законами субъектов РФ, основано на общих полномочиях субъекта РФ в области регулирования земельных отношений, установленных ст. 10 ЗК. При этом следует заметить, что при предоставлении гражданам земельных участков из федеральной собственности их предельные размеры могут быть определены и Российской Федерацией как собственником. На это указывает и п. 2 комментируемой статьи.
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи предельные размеры земельных участков не могут быть установлены подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов РФ и могут быть установлены любым нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Так, в Московской области действует Закон Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области». Согласно этому Закону минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Московской области, составляют: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га; садоводства — 0,06 га; огородничества — 0,04 га; дачного строительства — 0,06 га. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Московской области, составляют: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га; садоводства — 0,15 га; огородничества — 0,10 га; дачного строительства — 0,25 га.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи указывается на нормативные и ненормативные акты, устанавливающие общие градостроительные, противопожарные, санитарные правила, правила об определении границ охранных зон и т.п. Данные нормы установлены целым рядом подзаконных нормативных актов.
Нормы предоставления земельных участков закреплены и некоторыми нормативными актами субъектов РФ, например г. Москвы и Московской области.
Обратим внимание на то, что согласно площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 Кодекса.
Когда актуально использование предельных значений
Минимальный размер земельного участка и допустимый максимум применимы в следующих ситуациях:
- выделение надела из государственных и муниципальных земель;
- разрешение спорных моментов, связанных с разделом участков;
- разрешение спорных моментов, связанных с перераспределением участков;
- предоставление муниципальных или государственных органов власти юридическим или физическим лицам наделов в аренду или в полную собственность;
- преобразование неиспользуемой земельной доли в отдельный участок;
- выдел ЗУ из состава сельскохозяйственных угодий в качестве доли в праве совместной собственности с учетом возможности отдельного функционирования выделенной части.
В иных случаях, определенных земельным законодательством и связанных в первую очередь с выделом участка из общей собственности.
Постановление №622-ПП, принятое Правительством Москвы 19 апреля 2022 года
Нормативный акт регламентирует максимальные и минимальные значения ЗУ для столицы РФ. Предшествовало ему Постановление №120 от 2017-го года. Оно претерпело изменений. В новом документе появились исключения для ЗУ с допустимыми видами использования. Они внесены в соответствии с утвержденным классификатором.
Суть исключений – с 2022 года максимальная квадратура ЗУ будет равна 3000 м2 для объектов следующего типа:
- рассчитанных под реализацию индивидуального жилищного строительства;
- выделенных для ведения подсобного хозяйства (личного);
- обособленных с целью осуществления огородничества или садоводства.
Предельный минимальный размер земельного участка по федеральному закону
Существуют так называемые неделимые земли. Неделимыми называются такие наделы, площадь которых не достигает даже минимального значения.
На сегодняшний день законы, регулирующие диапазон размера земельного участка, были существенно изменены.
Например, был аннулирован п. 4 ст. 41 ГрК РФ. Согласно ему, разделенный земельный участок должен попадать в диапазон размеров между минимальными и максимальными допустимыми значениями, предусмотренными законом и муниципальными нормативными актами.
В различных субъектах Российской Федерации были введены свои законы. Объединяет их то, что они все вытекают из Земельного кодекса РФ.
Данные законодательные нормы необходимы для контроля размеров по межеванию территорий всех размеров. После того, как будет определен точный размер, их передают в собственность гражданина.
На земле можно вести такую деятельность:
- Огородническую;
- Крестьянскую/фермерскую;
- Садоводческую;
- Строительную (возведение жилого дома и др.).
Рассмотрим значения минимальных размеров земельного надела в различных субъектах РФ.
В Свердловской области ситуация выглядит следующим образом:
- Участок, выделяемый под фермерское хозяйство, составляет от 1 гектара;
- Надел под садоводство должен составлять от 0,11 гектара;
- Выделяемый под садоводство участок составляет от 0,31 гектара;
- Под животноводство – от 1,1 гектара;
- Для дачного строительства – от 0,26 гектара.
В Рязанской области выделяются земли в следующих размерах:
- Под садоводство и возведение жилого дома (дачи) – от 0,05 га;
- Под огородничество – от 0,02 га;
- Под животноводство – от 0,25 га;
- Под фермерское хозяйство – равный дифференцированному минимальному размеру земли, бесплатно переданной и принятой на территории муниципального образования при реформации сельскохозяйственного предприятия.
В Нижегородской области на сегодня сложилась следующая ситуация:
- Под фермерское хозяйство – объем такой земли должен, как минимум, равняться средней норме выдачи земли по району на бесплатной основе на одного работающего члена хозяйства. Исключение составляют хозяйства, связанные с пчеловодством, рыбоводством, а также производством овощей на защищенном грунте;
- Под садоводство – от 0,02 га;
- Под огородничество – от 0,02 га;
- Под возведение строений типа дачи – от 0,10 га;
- Под ведение животноводства – от 0,50 га.
Определить средний размер земельного участка, предоставляемого в пользование, можно в любом субъекте РФ. Например, минимальный размер земли под ИЖС составляет 300 квадратных метров.
Однако каждый регион имеет свои собственные нюансы расчета. И тот же минимальный объем земли под ИЖС в конкретном районе РФ может достигать значений, в несколько раз превышающих указанное значение.
Чтобы найти зону, где размеры земли под ИЖС минимальны, нужно тщательно рассмотреть региональные нормативно-правовые акты. Например, в Краснодарском крае действуют индивидуальные нормативы, если в законодательстве не указано нечто другое.
Заключая соглашение по передаче в собственность земельных территорий, проследите, чтобы размер участка не был ниже следующих показателей:
- 400 квадратных метров при ширине от 8 метров (земли под садоводство);
- 600 квадратных метров при ширине от 12 метров (земли под ИЖС или ЛПХ).
Проживающие на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области многодетные семьи имеют право на бесплатное получение земли. Но для этого нужно предварительно встать в очередь, пройдя необходимую регистрацию.
Льготные категории граждан имеют право на:
- Участок, предварительно подготовленный под какую-либо деятельность;
- Возможность выбора участка в любом регионе РФ на свое собственное усмотрение (обеспечивается сертификатом);
- Бесплатное получение в собственность земельного надела под ИЖС либо ЛПХ.
Выдача земельных наделов, размещенных в пределах Ленинградской области, происходит без предварительного проведения аукциона. Но получить такой участок нельзя без согласования с местными органами власти о расположении предварительного объекта строительства.
Местные органы правления Санкт-Петербурга имеют право на распоряжение лишь территориями, где не проводилось межевание. Минимальный размер выделяемой территории в Санкт-Петербурге и Ленинградской области равен 0,12 га.
Предельный минимальный размер земельного участка в Московской области
Минимальный и максимальный размер выделяемого земельного надела регламентируется актами, которые выпускают региональные либо местные власти.
Также важно отметить, что цена варьируется в зависимости от того, с какой целью выделяется участок, будь то градостроительство или размежевание с дальнейшим предоставлением участков, находящихся в собственности государства либо муниципалитета. Рассмотрим оба случая на примере столицы РФ – Москвы, а также области.
Российский градостроительный кодекс накладывает на местные городские и муниципальные власти обязательство по установке соответствующих регламентов. Данные бумаги устанавливают порядок застройки участков в черте определенного населенного пункта, начиная с зонирования поселения и завершая архитектурным обликом дома, подходящим для определенной улицы.
Также градостроительный регламент любого населенного пункта РФ регламентирует следующее:
- Минимальный и максимальный размер земельного надела под ИЖС;
- Какие территории не имеют минимальных и максимальных размеров.
Россия – очень большая страна, обладающая огромным количеством населенных пунктов и, как следствие, местные регламенты здесь многочисленны и разнообразны. А потому имеет смысл взять один город и рассмотреть именно его регламенты. Пусть это будет Москва.
Итак, в российской столице вопрос передачи земельных наделов под застройку регламентируется пунктами 3.4.1. Правил землепользования и застройки г. Москвы, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. №120-ПП. Согласно данному нормативно-правовому акту, ни одна территориальная зона города не имеет установленных предельных границ участка.
А вот в Московской области ситуация обстоит совсем иначе. К примеру, согласно Правилам землепользования и застройки г. Рошаль, утвержденным местным советом депутатов 23.01.2017 г. №1/28, минимальный размер участка под строительство выглядит следующим образом:
- Под среднеэтажную застройку выделяется земля от 5 000 до 500 000 квадратных метров. Среднеэтажная постройка является многоквартирным домом и содержит от 8 этажей;
- Под малоэтажную застройку выделяется от 2500 до 100 000 квадратных метров. Малоэтажная постройка – это многоквартирный дом до 4 этажей;
- Под ИЖС – от 300 до 3 000 квадратных метров. Индивидуальная жилая постройка – это дом на 1 семью, этажностью до 3 надземных этажей.
На какие земли не распространяются предельные значения
Минимальные и максимальные размеры не определяются в отношении участков, которые формируются в процессе их изъятия для нужд государства или муниципалитета в целях размещения конкретных объектов на полученной земле при отсутствии иных доступных вариантов:
- сооружения и сети энергетических систем как федерального, так и регионального значения;
- объекты федерального и регионального уровня: транспорта, связи, путей сообщения, информатики;
- объекты государства или субъекта, которые необходимы для обеспечения оптимальной деятельности субъектов естественных монополий;
- сооружения и сети водо-, тепло-, газо- и электроснабжения муниципальных субъектов;
- дороги для транспортных средств любого уровня.
В дальнейшем, после изъятия, осуществляется перевод земли в другую категорию и определение конкретного градостроительного регламента.
Когда используются нормы
Принятие нормативов по предельным максимальным и минимальным размерам регулируется Градостроительным Кодексом РФ. В каждой территориальной зоне вводятся еще и свои градостроительные регламенты, определяющие выделение муниципальных земель.
Такие нормы по предельным размерам соблюдаются при выделении всех участков:
- Они обязательно учитываются при образовании новых наделов из земель государственных или муниципальных.
- При выделении по заявке физическому или юридическому лицу земли под индивидуальное жилое строительство, под строительство дачи или садоводство, огородничество, под фермерскую деятельность.
- Также могут использоваться нормы размеров и при разделе участка на несколько, при решении вопроса с прирезками.
- Учитываются нормы размера и при образовании участка из невостребованной земельной доли.
Если площадь участка не соответствует установленным нормативам
В жилищном поселении или индивидуальном жилищном строительстве может возникнуть такая ситуация, когда площадь участка не соответствует установленным нормативам. Нормативы определены в правовых актах и зависят от типа земли, на которой расположен участок.
Минимальные и максимальные значения размеров участка и процента застройки устанавливаются для каждого типа земельного участка отдельно. Если площадь участка не соответствует установленным нормативам, необходимо определить, какие правила и ограничения распространяются на данное использование земли.
В случае, если площадь участка меньше, чем минимальное значение, установленное для данного типа земли, то такой участок не подлежит выделению индивидуального жилищного участка. В таком случае возможно использование данного участка только в соответствии с целями, предусмотренными для данного типа земли.
Если же площадь участка превышает максимальное значение, установленное для данного типа земли, то владелец участка не может определить его часть для индивидуального жилищного строительства. В этом случае возможны различные варианты: использование участка под другую цель, либо подача заявки на изменение предельных значений размеров участка.
Что делать, если площадь участка не соответствует установленным нормативам, зависит от конкретной ситуации и требует обращения к документам, регулирующим использование земли. При необходимости можно обратиться в органы местного самоуправления, чтобы получить консультацию и рекомендации по определению дальнейших действий.
Примеры предельного размера и процента застройки
Пример предельного размера земельного участка и максимального процента застройки может быть иллюстративным и полезным для граждан, стремящихся к приобретению или занятию земли под строительство. Определение предельного размера площади земли и максимального процента застройки является важным фактором при планировании и реализации строительных проектов в городской зоне.
В каждой городской администрации действуют определенные нормативы, которые регулируют предельный размер земельного участка и максимальный процент застройки. Наличие кадастрового плана позволяет гражданам ознакомиться с данными о площади земельных участков и максимальном проценте застройки участка. В зависимости от целей использования и категории земель, определены специфические требования для площади и процента застройки объектов недвижимости.
Например, для жилой застройки в городской зоне главой муниципального образования может быть установлено, что площадь земельного участка не должна превышать 0,1 га, а максимальный процент застройки составляет 30%. Это означает, что на земельном участке площадью 0,1 га можно построить жилой дом с площадью не более 30% от площади участка.
Другой пример — предельные размеры и процент застройки для малоэтажной или капитальной застройки могут быть установлены на основании опросов и обсуждений с гражданами и государственными органами. В таком случае, глава муниципального образования может принимать решение об изменении предельного размера и процента застройки в соответствии с потребностями и запросами граждан.
Таким образом, предельный размер земли и максимальный процент застройки являются важными показателями, которые регулируют процесс землепользования в городских условиях. Гражданам, заинтересованным в строительстве объектов недвижимости, рекомендуется ознакомиться с градостроительными нормативами, которые информируют об основных требованиях к предельному размеру и проценту застройки.
Перечень предельных параметров.
Перечень предельных параметров включает несколько основных показателей, которые определяются для каждого земельного участка. Они включают в себя следующие:
- Процент застройки: Этот параметр определяет максимальный процент площади земельного участка, который может быть занят застройкой. Например, если процент застройки составляет 40%, то только 40% площади участка может быть застроено, остальная часть должна оставаться незастроенной.
- Процент озеленения: Данный параметр указывает на минимальный процент площади участка, который должен быть зелеными насаждениями, такими как газоны, деревья, кустарники и т.д. Он определяет необходимость сохранения экологического баланса и создания благоприятной окружающей среды.
- Максимальная высота и количество этажей: Предельные параметры также могут определять максимальную высоту здания на участке и количество этажей, которое может быть построено. Это позволяет регулировать плотность застройки и сохранять гармоничность с окружающей застройкой.
- Отступы от лицевой и боковых границ: Для обеспечения санитарно-гигиенических норм и учета градостроительных требований, предельные параметры также включают отступы от лицевых и боковых границ земельного участка. Это предписывает необходимые расстояния между зданиями и границами участка для обеспечения доступа света, воздуха и пространства.
Предельные параметры имеют существенное влияние на тип и характер застройки конкретного земельного участка. Они определяют, какое именно здание или объект можно построить или разместить на участке. Например, если предельный параметр ограничивает высоту здания до трех этажей, то на данном участке нельзя строить высотные многоэтажные здания.
Ответственность за нарушения
На землях индивидуального жилищного строительства все работы по возведению объектов недвижимости должны вестись в соответствии с санитарными нормами и правилами пожарной безопасности. У собственника должен быть проект будущего строительства, схема и другие документы, одобренные архитектурным отделом. Но если гражданин занимается незаконным строительством и нарушает установленные нормы, он будет привлечен к административной ответственности.
Чаще всего по поводу построенного с нарушением объекта недвижимости в местную администрацию обращаются соседи. Если это гараж или сарай, то вполне вероятно, что владельцы соседних участков не будут жаловаться. Но когда речь идет, к примеру, о бане, то нарушение норм строительства очень быстро станет известно в архитектурном отделе.
Для начала владельца обяжут убрать гараж или другую постройку. Если он этого не сделает, то заинтересованное лицо может обратиться в суд. И тогда этот конфликт будет решен в судебном порядке. Помимо сноса здания, возведенного без соблюдения норм, владельцу придется заплатить административный штраф.
Соблюдая нормы строительства объектов недвижимости на земельном участке ИЖС в 2022 году, гражданин может быть уверен в законности своих действий. Ни один суд не обяжет его снести постройку, если она возведена без нарушений. К тому же, у него не будет проблем с дальнейшим оформлением права собственности на свою недвижимость.
Как поменять категорию участка на ИЖС?
Существует несколько законных способов:
- Изменение категории земли через акт местной администрации – чаще всего используется владельцами участков, кто хочет перевести свои земли из статуса сельскохозяйственных в категорию «населенных пунктов». Процедура проводится органами власти, в процессе расширения поселения и роста числа жителей, с целью привлечения новых жильцов и развития экономики. Как уже было сказано ранее, эта процедура возможна, но довольно трудо-, денежно затратна;
- Выделение из искусственно аэрируемых ранее не востребованных территорий. Перераспределение и преобразование земель в статус ИЖС возможны в результате решения властей;
- Раздел имеющихся участков под ИЖС – по субъективным и объективным причинам (выделение доли наследства, раздел материальных ценностей при разводе и т. д.).
Если первые 2 варианта определяются законодательно, то для того, чтобы разделить землю необходимо озаботиться следующими вопросами:
- Разделение земельной собственности на несколько отдельных наделов со статусом ИЖС. Это возможно только, когда вновь созданные территории будут не меньше минимальных норм по площади. Земельные наделы, не соответствующие установленным параметрам ИЖС, не подлежат узакониванию и не могут быть застроены. Перед началом процесса разделения, получите выписку из регистрационных актов, а также закажите справку в муниципалитете о правилах застройки в вашем регионе;
- Не забудьте проконтролировать правильность расположения границ участка и реальных параметров на бумаге. Для этого лучше всего привлечь геологические / геодезические службы. После проведения всех работ, уже можно принимать решение о разделе. И проводить процедуры узаконивания новых территорий со статусом ИЖС.
- Регистрация прав собственности, получение кадастровых номеров, и оформление всех документов, должны проходить в соответствии с законом, в установленные сроки.
Для получения территории под индивидуальное жилищное строительство рекомендуется следующий порядок действий:
- изучить градостроительный регламент выбранного региона, с предельными параметрами и правилами пользования ИЖС;
- получить карты земель и определить свободные наделы, наличие доступа к ним, границы и характеристики;
- с помощью властей и геодезических служб, проверить соответствие реальных границ участка с документально оформленными, согласовать планируемую застройку на допустимость характеристик (высота, этажность, отступы от границ и прочие);
- подать пакет документов на выделение выбранного имущества, получить паспорт, кадастровый номер и акты, сертификаты подтверждающие право владения.
Помните, что подход к решению этих вопросов должен быть индивидуальным и проходить в правовом поле. Доверяйте выполнение специализированных работ по проведению замеров, оформлению важных решений специализированным компаниям.
Решение проблем «постфактум», в судебном порядке — влечет лишние издержки и выставление штрафов за незаконное использование ресурсов, и даже за своевольный захват территорий. Проконсультируйтесь с юристами, внимательно ознакомьтесь с правовым полем, действующим на данной местности, учитывайте все отличия. При необходимости, воспользуйтесь услугами опытного агента по недвижимости.
Если площадь участка не соответствует установленным нормативам
При приобретении земельного участка важно учесть, что его площадь должна соответствовать установленным нормативам, установленным законодательством Российской Федерации. Если площадь участка не соответствует установленным нормативам, могут возникнуть различные проблемы и ограничения, которые могут повлиять на право собственности и использование данного участка.
В случае неправильного определения площади участка или ее несоответствия установленным нормативам, могут возникнуть следующие ситуации:
- Невозможность получения права собственности на участок;
- Ограничения в использовании участка для определенных целей;
- Снижение стоимости участка при его продаже или аренде;
- Возможность обращения смежных собственников по поводу спорных вопросов использования участка;
- Непредвиденные расходы на решение возникающих проблем и юридические споры.
Рекомендации при обнаружении несоответствия площади установленным нормативам:
- Проверить правильность измерений и расчетов площади участка;
- Обратиться к специалистам — земельным архитекторам, геодезистам или юристам, чтобы получить профессиональное мнение и рекомендации по решению проблемы;
- Провести переговоры с соседними собственниками или органами государственной власти для разрешения возникающих споров или ограничений;
- При необходимости обратиться в суд, чтобы защитить свои права и добиться признания правомерности использования участка.
В любом случае, важно обратиться за поддержкой к профессионалам и внимательно изучить и соблюдать нормативы и правила, установленные законодательством при приобретении земельного участка.
Минимальная площадь участка под ИЖС
Единый для каждой области минимальный размер земельного участка под ИЖС фактически отсутствует. Поскольку, как отмечено выше, каждый регион в границах определенных федеральным законодательствам определяет на своей территории эту величину самостоятельно.
Фактически на государственном уровне установлено, что минимальный размер участка под ИЖС составляет 3 сотки. Меньше участок для целей строительства жилого дома не может выдаваться, больше – свободно.
На деле, некоторыми регионами устанавливается минимальный размер участка под ИЖС больше предписанного минимума, и порой в несколько раз больше, если земельные угодья на территории муниципалитета это позволяют. Не каждый регион может себе позволить установить большие значения в виду ограниченности территории и большой плотности населения. Это касается в первую очередь Ленинградской и Московской областей.