Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Удельный вес НДС 2 квартал в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одним из ключевых факторов, влияющих на удельный вес НДС, является сумма доходов населения. Чем выше доходы населения, тем больше покупательная способность и, следовательно, тем больше потребление товаров и услуг. Увеличение потребления приводит к увеличению объемов оборота и, как следствие, к увеличению удельного веса НДС.
Рекомендации для бизнеса и потребителей
В свете увеличения удельного веса НДС по Москве в 2024 году, бизнесам и потребителям следует принять во внимание несколько рекомендаций, чтобы успешно адаптироваться к изменениям и извлечь максимальные выгоды из новой ситуации:
1. Бизнесам:
- Пересмотрите свою ценовую политику и учтите увеличение НДС при определении стоимости товаров и услуг.
- Проанализируйте свою бухгалтерию и налоговые обязательства, чтобы быть уверенными в правильности расчета и уплаты НДС.
- Изучите возможности получения налоговых вычетов и льгот, чтобы снизить общий налоговый бремен.
- Рассмотрите возможность оптимизации налоговых обязательств через использование специальных режимов налогообложения или выбора оптимального налогового режима для вашей сферы деятельности.
- Обратитесь за консультацией к квалифицированным специалистам по налоговому праву, чтобы быть уверенными в своих действиях и избежать штрафов и налоговых рисков.
2. Потребителям:
- Учтите возможное увеличение цен на товары и услуги, связанное с увеличением НДС, и внесите эти изменения в свой бюджет.
- Сравните цены и условия предложений различных поставщиков товаров и услуг, чтобы выбрать наиболее выгодные и экономить.
- Получайте чеки и документы, которые подтверждают уплату НДС, чтобы быть уверенными в легальности сделок и иметь возможность обратиться за помощью в случае возникновения претензий к поставщику.
- Будьте осведомлены о правилах и сроках возврата НДС для иностранных туристов, если вы планируете совершать покупки в Москве.
- Обратитесь за юридической консультацией или к специалистам по налоговому праву, если у вас возникнут вопросы или проблемы, связанные с увеличением НДС.
Вычет с предоплаты поставщику в большем размере, чем указано в договоре
Предоставив покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) возможность принять НДС к вычету в случае предварительной оплаты, контролирующие органы постоянно чинят препоны налогоплательщику в ее реализации.
Для получения вычета «авансового» НДС необходимо иметь договор в виде отдельного документа, в котором предусмотрено условие о предварительной оплате. При отсутствии договора с поставщиком либо при отсутствии такого условия «авансовый» НДС к вычету не принимается (письма Минфина России от 06.03.2009 № 03-07-15/39, УФНС по г. Москве от 26.05.2009 № 16-15/052780).
В ряде судебных решений поддерживается такая позиция: предъявление НДС к вычету при перечислении оплаты в счет предстоящих поставок возможно только при наличии в договоре с контрагентами условия о внесении предоплаты (Решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.11.2017 по делу № А11-267/2017). Однако есть и другие решения, в которых судьи признают, что для применения налоговых вычетов по п. 12 ст. 171 НК РФ обязательное наличие договора в виде единого документа, подписанного сторонами, не требуется, поскольку своими действиями (оплачивая выставленный счет) покупатель подтверждает заключение договора (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 № 09АП-2239/2014 по делу № А40-131282/13, ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу № А64-6563/2010).
Единственное послабление в этой части – покупатель вправе принять «авансовый» НДС к вычету при отсутствии оригинала договора с поставщиком, только по копии (Письмо Минфина России от 18.05.2018 № 03-07-09/33573).
При проведении камеральных проверок налоговики запрашивают у компаний договор, предусматривающий условие о предоплате. Если такого условия нет, налоговики могут отказать в вычете.
Удельный вес безопасных вычетов в разрезе регионов
Коэффициенты вычета по НДС в 2020 году на 4 квартал по регионам:
Регион | 4 квартал 2020 года,% |
Белгородская область | 92,00 |
Брянская область | 93,80 |
Владимирская область | 84,90 |
Воронежская область | 92,90 |
Ивановская область | 91,30 |
Калужская область | 87,30 |
Костромская область | 85,20 |
Курская область | 93,5 |
Липецкая область | 104,20 |
Московская область | 88,50 |
Орловская область | 91,6 |
Рязанская область | 82,00 |
Смоленская область | 92,80 |
Тамбовская область | 94,90 |
Тверская область | 88,70 |
Тульская область | 95,80 |
Ярославская область | 86,70 |
город Москва | 88,90 |
Республика Карелия | 79,00 |
Республика Коми | 78,40 |
Архангельская область | 85,00 |
Вологодская область | 98,70 |
Калининградская область | 64,30 |
Ленинградская область | 88,40 |
Мурманская область | 188,80 |
Новгородская область | 96,60 |
Псковская область | 89,70 |
город Санкт-Петербург | 87,90 |
Ненецкий АО | 149,20 |
Республика Дагестан | 82,90 |
Республика Ингушетия | 92,90 |
Кабардино-Балкарская Республика | 90,70 |
Карачаево-Черкесская Республика | 90,10 |
Республика Северная Осетия – Алания | 86,70 |
Чеченская Республика | 96,50 |
Ставропольский край | 90,00 |
Республика Адыгея | 84,60 |
Республика Калмыкия | 79,50 |
Республика Крым | 86,50 |
Краснодарский край | 90,70 |
Астраханская область | 76,50 |
Волгоградская область | 91,60 |
Ростовская область | 92,70 |
город Севастополь | 81,20 |
Республика Башкортостан | 91,40 |
Республика Марий Эл | 88,40 |
Республика Мордовия | 89,10 |
Республика Татарстан | 90,80 |
Удмуртская Республика | 80,70 |
Чувашская Республика | 83,60 |
Кировская область | 88,30 |
Нижегородская область | 90,40 |
Оренбургская область | 74,30 |
Пензенская область | 88,80 |
Пермский край | 86,90 |
Самарская область | 84,00 |
Саратовская область | 84,60 |
Ульяновская область | 88,50 |
Курганская область | 85,20 |
Свердловская область | 91,00 |
Тюменская область | 84,60 |
Челябинская область | 90,00 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 67,00 |
Ямало-Hенецкий АО | 72,40 |
Республика Алтай | 88,90 |
Республика Тыва | 81,50 |
Республика Хакасия | 87,00 |
Алтайский край | 89,60 |
Забайкальский край | 87,43 |
Красноярский край | 76,50 |
Иркутская область | 78,40 |
Кемеровская область | 94,10 |
Новосибирская область | 88,90 |
Омская область | 84,90 |
Томская область | 80,60 |
Республика Бурятия | 97,30 |
Республика Саха (Якутия) | 94,40 |
Приморский край | 94,20 |
Хабаровский край | 90,40 |
Амурская область | 131,20 |
Камчатский край | 92,70 |
Магаданская область | 103,00 |
Сахалинская область | 95,00 |
Еврейская автономная область | 82,70 |
Чукотский АО | 136,50 |
Байконур | 65,10 |
Безопасная доля вычетов НДС за 1 квартал 2019 года
Регион |
Доля вычетов,
% |
Регион |
Доля вычетов,
% |
Алтайский край |
90,5% |
Приморский край |
95,6% |
Амурская область |
116,1% |
Псковская область |
87,2% |
Архангельская область |
82,1% |
Республика Адыгея |
85,7% |
Астраханская область |
62,8% |
Республика Алтай |
90,1% |
Белгородская область |
89,3% |
Республика Башкортостан |
88,2% |
Брянская область |
87,8% |
Республика Бурятия |
88,9% |
Владимирская область |
85,2% |
Республика Дагестан |
85,9% |
Волгоградская область |
86,4% |
Республика Ингушетия |
95,9% |
Вологодская область |
88,1% |
Республика Калмыкия |
82,0% |
Воронежская область |
92,9% |
Республика Карелия |
83,5% |
Город Москва |
88,4% |
Республика Коми |
78,6% |
Город Санкт-Петербург |
90,1% |
Республика Крым |
87,8% |
Город Севастополь |
82,1% |
Республика Марий Эл |
90,2% |
Еврейская автономная область |
96,1% |
Республика Мордовия |
90,1% |
Забайкальский край |
84,4% |
Республика Северная Осетия — Алания |
86,9% |
Ивановская область |
92,6% |
Республика Татарстан |
87,9% |
Иркутская область |
77,5% |
Республика Тыва |
76,6% |
Кабардино-Балкарская Республика |
93,3% |
Республика Хакасия |
89,7% |
Калининградская область |
62,9% |
Республика Саха (Якутия) |
86,1% |
Калужская область |
88,2% |
Ростовская область |
92,0% |
Камчатский край |
90,1% |
Рязанская область |
84,9% |
Карачаево-Черкесская Республика |
91,8% |
Самарская область |
84,4% |
Кемеровская область |
83,7% |
Саратовская область |
84,9% |
Кировская область |
86,7% |
Сахалинская область |
103,1% |
Костромская область |
85,4% |
Свердловская область |
88,2% |
Краснодарский край |
89,9% |
Смоленская область |
94,2% |
Красноярский край |
76,5% |
Ставропольский край |
88,8% |
Курганская область |
87,0% |
Тамбовская область |
95,4% |
Курская область |
91,3% |
Тверская область |
88,6% |
Ленинградская область |
81,7% |
Томская область |
75,6% |
Липецкая область |
92,8% |
Тульская область |
92,7% |
Магаданская область |
98,6% |
Тюменская область |
83,5% |
Московская область |
90,4% |
Удмуртская Республика |
81,1% |
Мурманская область |
81,2% |
Ульяновская область |
91,9% |
Ненецкий автономный округ |
121,1% |
Хабаровский край |
89,6% |
Нижегородская область |
88,8% |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра |
58,5% |
Новгородская область |
89,9% |
Челябинская область |
88,4% |
Новосибирская область |
89,5% |
Чеченская Республика |
100,7% |
Омская область |
84,0% |
Чувашская Республика |
83,6% |
Оренбургская область |
70,1% |
Чукотский автономный округ |
105,7% |
Орловская область |
94,5% |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
69,7% |
Пензенская область |
90,9% |
Ярославская область |
87,2% |
Пермский край |
79,2% |
Есть ли усредненный безопасный процент вычетов по НДС
Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.
Однако письмом Минфина от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183 помянутое выше фискальное распоряжение было отменено. Но налоговики могут проверить по формуле, превышает ли ваш удельный вес вычетов по НДС процент безопасности 89. Если да, то они будут более тщательно выискивать другие признаки минимизации налогов.
Чтобы снизить все риски, налогоплательщику перед сдачей декларации следует как посчитать безопасный вычет по НДС, так и сравнить его с пределом по региону и с 89%.
Повышение лимитов по УСН и ПСН
Коэффициент-дефлятор на 2024 год установлен в размере 1,329. Таким образом, применение УСН возможно до достижения дохода в размере 265,9 млн рублей, лимит дохода для перехода к повышенной ставке УСН составит 199,35 млн рублей. А для перехода с 2024 года с ОСНО на упрощенную доход за 9 месяцев 2023 года не должен превышать 149,5 млн рублей. То есть рост лимитов по УСН частично компенсирует инфляцию.
Также в 2024 году может быть увеличен размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по всем или отдельным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год. Значение на 2024 год – 1,058. Но такое решение должно быть принято субъектом РФ.
Безопасная доля вычетов по НДС
Помимо этого, показатель средней доли НДС-вычетов может быть определен по каждому региону.
Он может быть как ниже, так и выше средней доли вычетов по стране.
— ФНС не доводит до налогоплательщиков данные о безопасных долях вычетов. Очевидно, их можно рассчитать на основании какой-то информации, размещенной на сайте ФНС? — Да, проверить, каков актуальный размер средней доли вычетов, можно по данным отчета 1-НДС.
Официальные сведения отчета 1-НДС представлены в таблицах: → Иные функции ФНС России → Статистика и аналитика → Данные по формам статистической налоговой отчетности. Этот отчет налоговая служба публикует в двух видах — сводный и в разрезе по субъектам РФ.
В основном безопасную долю вычетов НДС компания может рассчитать по такой формуле:
То есть при определении безопасной доли вычетов для тех, кто не занимается экспортными операциями, в расчет берутся только операции, облагаемые по налоговым ставкам, предусмотренным пп.
Стратегии снижения удельного веса НДС
Для снижения удельного веса НДС в бюджете необходимо применять перспективные и эффективные стратегии. Ниже представлена таблица с предлагаемыми стратегиями и их описанием:
Стратегия | Описание |
---|---|
1. Расширение базы налогообложения | Предлагается увеличение числа товаров и услуг, подлежащих НДС, с целью увеличения доходов бюджета. При этом необходимо внимательно анализировать потенциальные последствия для бизнеса и экономики в целом. |
2. Снижение ставки НДС | Одним из способов снижения удельного веса НДС может быть снижение ставки данного налога. Это может способствовать стимулированию экономической активности и увеличению объема оборота товаров и услуг. |
3. Борьба с теневой экономикой | Теневая экономика является одной из причин недополучения доходов от НДС. Для снижения удельного веса НДС необходимо применять меры по борьбе с незаконными схемами и уклонением от уплаты налогов. |
4. Развитие электронного документооборота | Автоматизация и переход на электронный документооборот может способствовать более эффективному контролю за уплатой НДС и снижению уровня его уклонения. |
5. Расширение налоговой базы предприятий | Расширение налоговой базы означает увеличение числа предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность и подлежащих налогообложению. Это может быть достигнуто путем создания благоприятных условий для бизнеса, привлечения новых инвестиций и стимулирования развития малого и среднего бизнеса. |
Применение комбинации указанных стратегий может помочь в снижении удельного веса НДС в бюджете и обеспечении более устойчивой финансовой ситуации в стране.
Формула для расчета безопасной доли вычета НДС
Формула для расчет безопасной доли вычетов по НДС очевидна и довольно проста.
Доля вычетов по организации = Все вычеты за отчетный период (строка 190 раздела 3 деклараций) / Весь начисленный НДС за отчетный период (строка 118 раздела 3 декларации) × 100
Доля вычетов по региону = Все вычеты (столбец 21001 формы 1-НДС) / Весь начисленный НДС (столбец 1101.1 формы 1-НДС) х 100%
В расчет включаются все суммы, прошедшие в декларации: НДС с реализации, восстановленный налог, НДС с авансов и т. д. Полученный показатель нужно сверить в 89%.
Удельный вес вычета за четыре квартала не должен превышать 89 % от суммы начисленного за этот период налога.
Если ваша доля вычетов меньше 89%, вы работаете в безопасной зоне, если больше, вероятно, вам нужно подготовить пояснения для ИФНС.
Безопасный вычет по НДС по вашему региону: где посмотреть
Вся необходимая информация публикуется на веб-сайтах налоговых служб регионов. Мы настоятельно рекомендуем сверять значение доли вычетов в налоге, начисленном вашей организацией, со средним значением этого параметра по вашему региону (о том, почему это важно, читайте далее).
На 01.05.2021 ФНС обновила региональную статистику по вычетам. Актуальные данные по безопасной доле вычетов по НДС приведены в таблице ниже:
Регион | Безопасная доля вычетов на 01.05.2021 | Безопасная доля вычетов на 01.02.2021 | Безопасная доля вычетов на 01.01.2021 | Безопасная доля вычетов на 01.11.2020 | Безопасная доля вычетов на 01.08.2020 | Безопасная доля вычетов на 01.06.2020 | Безопасная доля вычетов на 01.02.2020 |
Республика Адыгея | 85,5 | 87,4 | 84,5 | 84,6 | 85,3 | 86,2 | 86,6 |
Республика Алтай | 88,9 | 90,0 | 88,8 | 88,9 | 90,9 | 94,0 | 101,8 |
Республика Башкортостан | 93,3 | 93,1 | 91.4 | 91,4 | 92,2 | 93,2 | 94,2 |
Республика Бурятия | 92,6 | 93,1 | 97,0 | 97,3 | 97,5 | 95,2 | 93,1 |
Республика Дагестан | 84,4 | 85,4 | 83,4 | 82,9 | 83,6 | 83,6 | 80,4 |
Республика Ингушетия | 93,6 | 95,7 | 93,0 | 92,9 | 92,3 | 91,6 | 93,0 |
Кабардино-Балкарская Республика | 91,5 | 90,8 | 90,4 | 90,7 | 89,6 | 87,5 | 93,2 |
Республика Калмыкия | 87,0 | 116,3 | 79,5 | 79,5 | 84,5 | 93,3 | 71,0 |
Карачаево-Черкесская Республика | 88,6 | 91,0 | 89,9 | 90,1 | 91,3 | 92,4 | 91,6 |
Республика Карелия | 70,2 | 71,3 | 78,8 | 79,0 | 79,9 | 79,9 | 78,4 |
Республика Коми | 77,0 | 80,0 | 78,5 | 78,4 | 79,4 | 79,1 | 80,1 |
Республика Марий Эл | 90,4 | 89,6 | 88,5 | 88,4 | 87,9 | 88,4 | 88,3 |
Республика Мордовия | 90,4 | 89,3 | 89,0 | 89,1 | 89,7 | 90,7 | 90,0 |
Республика Саха (Якутия) | 87,2 | 86,9 | 94,3 | 94,4 | 93,4 | 89,5 | 88,7 |
Республика Северная Осетия – Алания | 87,9 | 86,6 | 86,2 | 86,7 | 86,6 | 86,5 | 85,4 |
Республика Татарстан | 91,3 | 92,0 | 90,8 | 90,8 | 90,8 | 90,9 | 91,3 |
Республика Тыва | 88,9 | 81,3 | 81,0 | 81,5 | 80,7 | 78,9 | 78,0 |
Удмуртская Республика | 79,4 | 82,3 | 80,7 | 80,7 | 80,1 | 78,0 | 78,2 |
Республика Хакасия | 84,5 | 85,6 | 87,0 | 87,0 | 88,0 | 88,0 | 89,6 |
Чеченская Республика | 95,1 | 96,8 | 96,9 | 96,5 | 97,7 | 97,1 | 97,4 |
Чувашская Республика | 84,6 | 82,4 | 83,5 | 83,6 | 83,2 | 82,9 | 82,0 |
Алтайский край | 88,1 | 89,0 | 89,5 | 89,6 | 90,5 | 91,1 | 90,4 |
Забайкальский край | 99,3 | 98,0 | 91,3 | 91,4 | 91,0 | 90,0 | 88,3 |
Камчатский край | 95,9 | 91,3 | 92,7 | 92,7 | 94,0 | 92,1 | 88,4 |
Краснодарский край | 91,8 | 91,6 | 90,7 | 90,7 | 90,9 | 91,5 | 93,2 |
Красноярский край | 81,6 | 83,4 | 76,5 | 76,5 | 74,2 | 73,5 | 72,5 |
Пермский край | 81,5 | 86,3 | 86,9 | 86,9 | 87,1 | 87,6 | 87,2 |
Приморский край | 96,3 | 97,7 | 94,2 | 94,2 | 94,1 | 94,7 | 96,5 |
Ставропольский край | 91,7 | 93,5 | 90,0 | 90,0 | 89,6 | 88,8 | 89,4 |
Хабаровский край | 89,1 | 90,8 | 90,4 | 90,4 | 90,0 | 89,8 | 91,9 |
Еврейская автономная область | 83,3 | 86,2 | 82,9 | 82,7 | 82,5 | 83,2 | 89,8 |
Ненецкий АО | 108,0 | 110,8 | 148,9 | 149,2 | 142,6 | 139,3 | 157,7 |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 60,4 | 66,8 | 67,0 | 67,0 | 67,7 | 64,6 | 64,0 |
Чукотский АО | 149,4 | 124,11 | 132,8 | 136,5 | 137,2 | 126,0 | 116,1 |
Ямало-Hенецкий АО | 69,7 | 75,9 | 72,6 | 72,4 | 72,4 | 70,9 | 69,4 |
Тверская область | 87,8 | 87,2 | 88,8 | 88,7 | 87,7 | 87,9 | 88,4 |
Томская область | 74,5 | 73,6 | 80,7 | 80,6 | 79,8 | 76,5 | 76,5 |
Тульская область | 96,3 | 96,8 | 95,9 | 95,8 | 96,0 | 96,1 | 97,1 |
Тюменская область | 82,2 | 84,2 | 84,8 | 84,6 | 85,3 | 84,4 | 87,1 |
Ульяновская область | 90,0 | 88,0 | 88,4 | 88,5 | 88,5 | 88,4 | 89,2 |
Челябинская область | 89,8 | 89,9 | 90,0 | 90,0 | 90,5 | 90,1 | 91,1 |
Ярославская область | 89,3 | 86,5 | 86,6 | 86,7 | 90,1 | 88,3 | 86,1 |
Москва | 89,4 | 88,8 | 89,0 | 88,9 | 89,1 | 89,8 | 89,0 |
Санкт-Петербург | 88,4 | 88,4 | 87,8 | 87,9 | 88,1 | 88,5 | 89,0 |
Амурская область | 137,1 | 143,9 | 130,7 | 131,2 | 131,7 | 128,4 | 136,0 |
Архангельская область | 91,2 | 85,4 | 85,0 | 85,0 | 91,1 | 93,7 | 108,3 |
Астраханская область | 76,6 | 78,5 | 76,0 | 76,5 | 74,3 | 72,0 | 71,8 |
Белгородская область | 88,6 | 90,0 | 92,0 | 92,0 | 92,6 | 92,9 | 93,3 |
Брянская область | 90,1 | 89,3 | 93,7 | 93,8 | 94,5 | 94,6 | 93,7 |
Владимирская область | 83,6 | 86,1 | 84,9 | 84,9 | 84,4 | 83,8 | 85,1 |
Волгоградская область | 87,7 | 93,6 | 91,6 | 91,6 | 92,9 | 94,6 | 96,3 |
Вологодская область | 102,2 | 99,7 | 98,7 | 98,7 | 100,0 | 98,7 | 101,3 |
Воронежская область | 91,7 | 91,2 | 92,8 | 92,9 | 93,0 | 92,8 | 92,7 |
Ивановская область | 91,6 | 91,5 | 91,3 | 91,3 | 91,3 | 92,0 | 91,9 |
Иркутская область | 79,7 | 78,9 | 78,4 | 78,4 | 78,1 | 77,1 | 77,7 |
Калининградская область | 64,3 | 63,9 | 64,4 | 64,3 | 64,3 | 62,9 | 63,6 |
Калужская область | 89,3 | 88,3 | 87,3 | 87,3 | 88,0 | 87,3 | 86,9 |
Кемеровская область — Кузбасс | 92,6 | 93,9 | 94,1 | 94,1 | 94,3 | 95,4 | 97,7 |
Кировская область | 85,4 | 84,8 | 88,3 | 88,3 | 89,3 | 91,2 | 98,0 |
Костромская область | 87,7 | 87,7 | 85,0 | 85,2 | 85,8 | 86,2 | 86,0 |
Курганская область | 85,1 | 85,2 | 85,1 | 85,2 | 85,1 | 84,3 | 85,0 |
Курская область | 91,7 | 94,5 | 93,4 | 93,5 | 94,0 | 91,9 | 93,4 |
Ленинградская область | 91,8 | 90,2 | 88,9 | 88,4 | 88,9 | 90,9 | 88,8 |
Липецкая область | 104,2 | 104,3 | 104,3 | 104,2 | 104,8 | 103,8 | 103,2 |
Магаданская область | 103,4 | 100,5 | 102,5 | 103,0 | 104,3 | 101,1 | 97,0 |
Московская область | 88,9 | 88,3 | 88,5 | 88,5 | 88,5 | 88,4 | 88,4 |
Мурманская область | 161,9 | 185,7 | 188,8 | 188,8 | 193,3 | 193,4 | 232,4 |
Нижегородская область | 90,2 | 92,5 | 90,4 | 90,4 | 91,2 | 91,3 | 92,1 |
Новгородская область | 97,8 | 96,2 | 96,6 | 96,6 | 96,0 | 95,7 | 98,6 |
Новосибирская область | 89,1 | 88,6 | 88,9 | 88,9 | 88,9 | 88,9 | 88,8 |
Омская область | 84,1 | 88,2 | 84,9 | 84,9 | 84,6 | 86,3 | 89,4 |
Оренбургская область | 72,1 | 75,4 | 74,3 | 74,3 | 74,1 | 71,6 | 73,7 |
Орловская область | 89,4 | 88,1 | 91,6 | 91,6 | 91,8 | 91,4 | 91,3 |
Пензенская область | 86,9 | 87,6 | 88,7 | 88,8 | 89,2 | 89,9 | 90,8 |
Псковская область | 91,5 | 92,1 | 89,6 | 89,7 | 90,3 | 89,3 | 90,7 |
Ростовская область | 95,2 | 95,0 | 92,5 | 92,7 | 92,0 | 92,2 | 91,0 |
Рязанская область | 88,4 | 88,3 | 82,0 | 82,0 | 81,8 | 81,7 | 82,2 |
Самарская область | 82,9 | 84,3 | 84,2 | 84,0 | 82,4 | 83,5 | 84,5 |
Саратовская область | 86,8 | 86,8 | 68,4 | 84,6 | 85,2 | 85,6 | 87,6 |
Сахалинская область | 92,8 | 91,9 | 95,2 | 95,0 | 94,9 | 93,8 | 72,0 |
Свердловская область | 91,6 | 91,6 | 90,9 | 91,0 | 91,2 | 91,0 | 91,1 |
Смоленская область | 92,7 | 91,1 | 92,6 | 92,8 | 92,7 | 91,5 | 91,7 |
Тамбовская область | 93,6 | 95,2 | 95,5 | 94,9 | 95,3 | 95,8 | 96,6 |
Республика Крым | 86,4 | 87,8 | 86,1 | 86,5 | 86,8 | 86,2 | 86,8 |
Город Севастополь | 81,9 | 83,1 | 81,0 | 81,2 | 81,4 | 80,9 | 81,1 |
Город Байконур | 72,5 | 75,2 | 65,1 | 62,1 | 71,7 | 74,1 | 72,1 |
Сроки для налоговых агентов
Иногда компании и предприниматели обязаны платить НДС не за себя, а за своего контрагента. В таких случаях они признаются налоговыми агентами. Например, агентом по НДС компания становится при аренде или покупке имущества у органов государственной власти, при работе по договору товарищества / доверительного управления имуществом и некоторым другим. Агентский НДС необходимо платить вне зависимости от того, является ли сам агент плательщиком этого налога или нет.
До какого числа должны уплачивать НДС агенты? В большинстве случаев на них распространяются перечисленные выше правила и сроки. То есть оплата производится тремя равными суммами, до 28 числа каждого месяца квартала, идущего за отчетным. Поэтому для многих налоговых агентов будут актуальны сроки уплаты НДС в 2024 году, приведённые в таблице выше.
Но есть одно исключение — когда российское лицо выступает заказчиком работ или услуг у иностранной организации на территории РФ. В этом случае уплата НДС должна производиться одновременно с перечислением денежных средств зарубежному контрагенту за работы или услуги.
Правило действует, когда соблюдаются два условия:
- иностранная компания не зарегистрирована в российских налоговых органах;
- работы (услуги) реализованы в России.
На практике при таких операциях в банк подаётся две платежки: на оплату услуг контрагенту и на перевод суммы НДС в бюджет. Так следует делать и при перечислении полного расчёта, и при переводе аванса. Если не предоставить документ на перевод НДС, банк просто не примет платёжное поручение и не переведёт деньги иностранной фирме.
Возможность переноса вычетов предусмотрена п. 1.1 ст. 172 НК РФ. При этом перенести можно только вычеты, которые перечислены в п. 2 ст. 171 НК РФ (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). В указанных случаях компания вправе применить вычет НДС в течение трех лет после принятия к учету товаров (работ, услуг). Последнее число квартала, на который попал срок, является крайней датой для вычета НДС (Определение КС РФ от 24.03.2015 № 540‑О).
В результате несоответствия счетов-фактур в книге покупок компании, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, счетам-фактурам контрагента, отраженным в книге продаж, налоговики направляют требования о представлении пояснений.
Ответ на требование № 5/54 от 06.08.2018
о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/54 от 06.08.2018 поясняет следующее. Сумма налога и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 5 200 100 руб.
Расхождение с данными контрагента ООО «Лютик» возникли из‑за переноса вычета по НДС в сумме 515 000 руб. со II квартала 2018 года
на III квартал 2018 года.
Контрагент ООО «Лютик» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 29.06.2018 № 4512 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года.
Компания, пользуясь правом, предоставленным п. 1.1 ст. 172 НК РФ, заявит вычет по указанному счету-фактуре в III квартале 2018 года.
– вычет с аванса («отработанный» аванс, возврат аванса);
– вычеты покупателя, исполняющего функции налогового агента;
Вычет по авансам с трехлетним сроком давности
Например, в налоговой декларации за II квартал 2018 года заявлен «отработанный» аванс за I квартал 2015 года. Несмотря на то, что представители Минфина не видят препятствий по заявленным вычетам со «старой» предоплаты (Письмо от 07.05.2018 № 03‑07‑11/30585), налоговики просят у компаний пояснений в случае, если между предоплатой и отгрузкой товаров (работ, услуг) прошло более трех лет.
Ответ на требование № 5/55 от 06.08.2018
о вычете с полученного от покупателя аванса
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/55 от 06.08.2018 поясняет следующее.
В январе 2015 года компания получила предоплату от покупателя ООО «Лютик» в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).
С полученной суммы предоплаты компания исчислила НДС в размере 18 000 руб. и отразила в книге продаж за I квартал 2015 года.
Однако продукция была изготовлена и отгружена только в мае 2018 года в связи с освоением новой технологической линии производства. В связи с этим компания отразила в книге покупок за II квартал 2018 года вычет в размере 18 000 руб.
Трехгодичный срок для предъявления суммы НДС к вычету в данном случае не действует.
Понятие налоговой нагрузки и методика ее исчисления
Ежегодно ФНС определяет перечень предприятий — объектов выездных проверок будущего года. Одной из причин, «благодаря» которой в организацию могут прийти налоговики с проверкой, является низкая фискальная нагрузка.
Налоговая нагрузка — это удельный вес перечисленных в бюджет налоговых платежей к суммарной выручке компании.
Позиция Федеральной налоговой службы такова: каждый субъект бизнеса при расчете налогов должен сопоставлять полученные значения с рекомендуемыми ФНС. Показатели устанавливаются ежегодно по отраслям.
Если на протяжении нескольких периодов у компании наблюдается низкая налоговая нагрузка, ФНС решит, что имеет место занижение налоговой базы. В этом случае, у организации есть все шансы попасть в план выездных проверок.
Общая налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:
ННобщая = Общая сумма начисленных налогов за период / Выручка за аналогичный период х 100%.
Общий показатель налоговой нагрузки утвержден отдельно для каждой отрасли. Например, в 2020 году минимальная величина налоговых поступлений для компаний сферы гостиничного бизнеса и общественного питания составляет 10,5 %. Это означает, что не менее 10,5 % от суммы полученной выручки организация должна перечислить в бюджет в качестве фискальных платежей.
Установлены коэффициенты-дефляторы на 2023 год для налогов и сборов
Предоставив покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав) возможность принять НДС к вычету в случае предварительной оплаты, контролирующие органы постоянно чинят препоны налогоплательщику в ее реализации.
Для получения вычета «авансового» НДС необходимо иметь договор в виде отдельного документа, в котором предусмотрено условие о предварительной оплате. При отсутствии договора с поставщиком либо при отсутствии такого условия «авансовый» НДС к вычету не принимается (письма Минфина России от 06.03.2009 № 03-07-15/39, УФНС по г. Москве от 26.05.2009 № 16-15/052780).
В ряде судебных решений поддерживается такая позиция: предъявление НДС к вычету при перечислении оплаты в счет предстоящих поставок возможно только при наличии в договоре с контрагентами условия о внесении предоплаты (Решение Арбитражного суда Владимирской области от 09.11.2017 по делу № А11-267/2017). Однако есть и другие решения, в которых судьи признают, что для применения налоговых вычетов по п. 12 ст. 171 НК РФ обязательное наличие договора в виде единого документа, подписанного сторонами, не требуется, поскольку своими действиями (оплачивая выставленный счет) покупатель подтверждает заключение договора (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014 № 09АП-2239/2014 по делу № А40-131282/13, ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу № А64-6563/2010).
Единственное послабление в этой части – покупатель вправе принять «авансовый» НДС к вычету при отсутствии оригинала договора с поставщиком, только по копии (Письмо Минфина России от 18.05.2018 № 03-07-09/33573).
При проведении камеральных проверок налоговики запрашивают у компаний договор, предусматривающий условие о предоплате. Если такого условия нет, налоговики могут отказать в вычете.
А вот если предоплата перечислена в большем размере, чем установлено договором, принять НДС к вычету можно со всей фактически перечисленной суммы предоплаты. Во всяком случае, такие рекомендации дают специалисты Минфина (Письмо от 12.02.2018 № 03-07-11/8323). Тем не менее налоговики на местах могут потребовать пояснений на этот счет. В такой ситуации предлагаем воспользоваться нашим шаблоном.
Ответ на требование № 5/56 от 06.08.2018
о вычете с перечисленного поставщику аванса
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/56 от 06.08.2018 поясняет следующее.
По строке 150 раздела 3 сумма вычетов составила 118 000 руб.
Для правомерного включения «авансового» НДС в состав налоговых вычетов должны выполняться условия, предусмотренные п. 9 ст. 172 НК РФ:
-
предъявленный продавцом покупателю авансовый счет-фактура должен быть оформлен в соответствии с требованиями п. 5.1 ст. 169 НК РФ;
-
должен иметься договор, содержащий условие предварительной оплаты.
Компания перечислила аванс в большей сумме, чем предусмотрено условиями договора. Возможность принять сумму вычета в подобной ситуации подтверждается Минфином (Письмо от 12.02.2018 № 03-07-11/8323) и арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).
Кроме того, НДС с авансов фактически уплачен поставщиком, который отразил сумму НДС в книге продаж и в налоговой декларации.
Таким образом, при наличии у компании договора, содержащего условие о предоплате, в случае превышения «договорной» величины аванса НДС можно принять к вычету с фактической предоплаты.
Большая часть запросов касается ситуаций, когда поставщик контрагента первого или последующего звеньев не сдает отчетность.
Напомним, что с 19.08.2017 отказ в вычете возможен, если компания злоупотребила правом (ст. 54.1 НК РФ). Налоговики вправе снять вычет, если:
-
компания умышленно исказила факты в учете и отчетности;
-
заключенная сделка не имеет деловой цели, ее единственной целью является уменьшение налогов;
-
исполнитель по сделке фиктивный.
Однако если со стороны налоговиков не представлены доказательства согласованности действий заявителя и спорных контра-
гентов, направленных на совершение сделки с целью неуплаты (неполной уплаты), отсутствуют доказательства подконтрольности контрагентов, иных фактов имитации хозяйственных связей и (или) доказательства аффилированности сторон сделки, претензии налоговиков легко оспорить в суде (Постановление АС УО от 30.03.2018 № Ф09-795/18 по делу № А76-8310/2017).
Ответ на требование № 5/57 от 06.08.2018
о проявлении должной осмотрительности
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/57 от 06.08.2018 поясняет следующее.
При заключении договора поставки с ООО «Лютик» нашей компанией была проявлена должная осмотрительность. В компании разработано положение о проверке и мониторинге контрагентов.
Согласно положению в отношении ООО «Лютик» были затребованы и проверены следующие документы:
-
копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;
-
устав;
-
приказ о назначении генерального директора;
-
выписка из базы данных ЕГРЮЛ;
-
справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.
Кроме того, установлен факт отсутствия претензий к организации у государственных органов.
В течение 2018 года компания проводила сверку расчетов с ООО «Лютик».
С учетом изложенного считаем правомерным применение вычетов по НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Лютик».
Несоответствие номеров счетов-фактур, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, номерам счетов-фактур, представленных на камеральную проверку, не является основанием для отказа покупателю в вычете НДС.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету.
Немало требований налоговиков связано с ошибками (неточностями) в отражении реквизитов счетов-фактур (номер, дата).
В такой ситуации инспекция должна потребовать от налогоплательщика предоставить пояснения или исправить ошибочный номер счета-фактуры в первичной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Несмотря на то, что подобные ошибки не влияют на величину вычета, налоговики нередко отказывают компаниям в праве на вычет и настоятельно рекомендуют представить «уточненку». В случае отказа налоговики направляют уведомление о вызове компании для дачи пояснений. Однако компания может ограничиться представлением пояснений с корректными данными (Постановление АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016).
Ответ на требование № 5/58 от 06.08.2018
о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой
в нумерации счетов-фактур
Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/58 от 06.08.2018 поясняет следующее.
Ошибка в номере счета-фактуры (номера отражены верно, ошибка заключалась в том, что подчеркивание в нумерации проставлено по середине, а не снизу, ввиду особенностей программного обеспечения) не привела к занижению налоговых обязательств по НДС (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Компания представляет сканы 9 счетов-фактур, по которым заявлен вычет во II квартале 2018 года. В свою очередь, контрагент ООО «Лютик» отразил 9 счетов-фактур в книге продаж за II квартал 2018 года.
На основании изложенного, если компания исполнила требования налоговой инспекции, подавать уточненную налоговую декларацию нет необходимости (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).
С 2023 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:
- 06/2020 — по основным средствам;
- 26/2020 — по капитальным вложениям;
- 27/2023 — по документообороту;
- 25/2018 — по аренде.
Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2023 года ей придется это сделать в обязательном порядке.
С отчетности за 2023 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.
К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:
- первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
- если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.
Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.
Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2023 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.
По УСН сдавать декларацию за 2023 год потребуется на новом бланке.
Также планируется, что с июля 2023 года будет действовать новый налоговый режим — УСН.онлайн. Он будет предназначен для микропредприятий с численностью работников до 5 чел. и годовыми доходами до 60 млн. руб. ИФНС будет администрировать его в упрощенной форме аналогично НПД — без отчетной декларации и через удобный сервис.
По данному налогу будут обновленные отчетные формы:
- 6-НДФЛ для работодателей;
- 3-НДФЛ для физлиц и ИП.
Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.
К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.
Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2023 года. За 2023 год сдать расчет нужно будет по старой форме.
Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.
Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.
Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:
- для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
- для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.
По налогу на имущество декларацию за 2023 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2023 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.
Кроме того, с 2023 года будут применяться новые формы документов:
- заявления на льготу по налогу на имущество;
- заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
- заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
- сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.