Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет автомобильных шин в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После того, как автодетали приняли к учету, их передают для установки на ТС, т. е. в эксплуатацию. Все связанные с этим операции подлежат фиксации, а вот каким именно образом, при помощи какого документа, – эти и иные особенности процесса определяет учетная политика бюджетного учреждения.
Материалы или основные средства?
Несмотря на то, что срок службы автомобильных шин превышает 12 месяцев, учитывать их нужно в составе материальных запасов. Объясним почему.
Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для использования в процессе деятельности учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств (п. 38 Инструкции № 157н[3]). При этом объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения соответствующей работы (п. 41 Инструкции № 157н).
Автомобильная шина не может использоваться по назначению отдельно от транспортного средства, следовательно, она не образует самостоятельного объекта основных средств. По своей сути шины близки к комплектующим изделиям (запасным частям), учет которых должен быть организован на счете 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» (п. 98, 99 Инструкции № 157н, п. 21 Инструкции № 162н[4]).
Однако, если шины приобретаются вместе с автомобилем, они подлежат отражению в составе объекта основных средств и обособленно не учитываются. В этом случае стоимость шин участвует в формировании стоимости автомобиля.
Организация учетного процесса.
В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:
- формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
- порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
- перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.
При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:
- Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
- Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.
Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.
Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.
Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.
Списание автошин, не подлежащих ремонту
Автошины подлежат списанию с последующей утилизацией только тогда, когда они пришли в полную негодность и по этой причине их дальнейшая эксплуатация не представляется возможной. Можно ли их на самом деле использовать либо нет, в особенности при наличии конкретных повреждений, определяется с учетом применяемых нормативов по эксплуатации. Например, глубина протектора оказывается выше допустимой, что не является нормой. Следовательно, к эксплуатации деталь не допускается.
Непригодные шины заменяют, а все связанные с этим операции отображают установленным порядком. Стандартно списание производится по решению полномочной спецкомиссии учреждения. При этом оформляется все согласно директивам учетной политики.
Факт списания может оформляться, например, через стандартную бух. справку (ОКУД 0504833), а также типовой акт списания (ОКУД 0504230). Движение автошин отображается через выбытие их с заб. сч. 09 и принятие уже списанных на заб. сч. 02 по цене, прописанной при списании либо условно 1 шт. – 1 руб.
Таким образом, бюджетному учреждению и при списании автошин надлежит руководствоваться установками своей учетной политики, Инструкцией №№ 174н и 157н. Проводками бюджетники отображают следующее:
- ДТ 0 105 36 340 КТ 0 401 10 189 (оприходование автошин, неподлежащих ремонту, на день их принятия по оценочной цене);
- ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 (отображена сдача их в утиль);
- ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 (показан доход от сдачи в утиль).
К сведению, деньги, полученные от утилизации как вида деятельности, приносящего прибыль, бюджетники вправе расходовать на свое усмотрение. Но при этом возможность осуществления названого вида деятельности должна предусматриваться учредительной документацией. Основание: п. 3 ст. 298 ГК РФ.
Норма эксплуатационного пробега для списания
Российским законодательством конкретные нормы по списанию шин автотранспорта не установлены. В отношении их эксплуатационного пробега применяются предписания Министерства транспорта РФ, изложенные в Письме № 03-01/10-2830ш от 24.08.2012. Таким образом, согласно письму нормы определяются производителем.
Соответственно, руководитель организации вправе разработать и утвердить нормы собственным распоряжением на основе среднестатистического пробега, используя имеющуюся информацию:
- заводского изготовителя;
- по методу определения норм пробега Временных норм (РД 3112199-1085-02) с изменениями от 07.12.2006 (в ситуациях, идентичных рассматриваемой, может использоваться как образчик);
- опыт организации по эксплуатации транспорта.
Так, согласно стандартам РД 3112199-1085-02 установленная организацией норма пробега не должна быть менее 25% среднего параметра пробега.
Нормы эксплуатационного пробега автомобиля
В настоящее время каких-либо правовых документов на списание автошин и других запасных частей транспортных средств для коммерческих организаций не существует.
Нормы, определяющие эксплуатационный пробег автомобильных шин, устанавливаются заводом-изготовителем на основании письма Минтранса России. В связи с этим каждый руководитель коммерческой организации имеет право самостоятельно устанавливать нормы пробега, опираясь на рекомендации завода-изготовителя, и закреплять эти нормы своим приказом по организации.
В случае отсутствия информации от завода-изготовителя по рекомендациям эксплуатации автомобильных шин используется собственный опыт предприятия по эксплуатации либо рекомендации от других заводов-изготовителей по выпуску таких же автошин.
Разрабатывая и утверждая нормы эксплуатационного пробега автошин, руководитель организации обязан учитывать, что утверждаемые им нормы соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом РФ. Эти нормы он должен обосновать, экономически оправдать и документально подтвердить.
Автомобильные шины, подлежащие списанию, должны быть оценены и утверждены специально созданной экспертной комиссией. Главным документом является акт на списание. Он подтверждает, что шины не пригодны к дальнейшей эксплуатации и вместо них необходимо установить на транспортное средство новые автопокрышки.
Учет автомобильных покрышек в бюджетном учреждении, карточки
После того, как автодетали приняли к учету, их передают для установки на ТС, т. е. в эксплуатацию. Все связанные с этим операции подлежат фиксации, а вот каким именно образом, при помощи какого документа, – эти и иные особенности процесса определяет учетная политика бюджетного учреждения.
К сведению, деньги, полученные от утилизации как вида деятельности, приносящего прибыль, бюджетники вправе расходовать на свое усмотрение. Но при этом возможность осуществления названого вида деятельности должна предусматриваться учредительной документацией. Основание: п. 3 ст. 298 ГК РФ.
Ошибка 1. Новые автошины, которые покупались как запчасти, отдельно от машины, для замены сношенных (непригодных), учитывают исключительно среди прочих мат. запасов. Вопреки ошибочному мнению их как основное средство учитывать просто нельзя. И срок их службы тут ничего не решает. Собственно смена одной детали на другую здесь расценивается как ремонт ТС.
Автошины подлежат списанию с последующей утилизацией только тогда, когда они пришли в полную негодность и по этой причине их дальнейшая эксплуатация не представляется возможной. Можно ли их на самом деле использовать либо нет, в особенности при наличии конкретных повреждений, определяется с учетом применяемых нормативов по эксплуатации. Например, глубина протектора оказывается выше допустимой, что не является нормой. Следовательно, к эксплуатации деталь не допускается.
- ДТ 0 105 36 340 КТ 0 401 10 189 (оприходование автошин, неподлежащих ремонту, на день их принятия по оценочной цене);
- ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 (отображена сдача их в утиль);
- ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 (показан доход от сдачи в утиль).
Образец заполнения документа
В зависимости от разработанной в организации формы документа на списание автомобильных шин будет зависеть количество разделов, которые необходимо заполнить, и детализация процесса списания. Есть общие правила, которых придется придерживаться, чтобы бухгалтерская служба приняла его к учету.
Часть | Описание |
Верхняя | В «шапке» документа указывается наименование организации. Если компания крупная, то целесообразно указать подразделение, в ведении которого находится автомобиль. В правом верхнем углу будет находиться блок для утверждения документа руководителем. В нем указываются должность и ФИО директора. Его подпись будет последней на акте. В документе дается указание на состав комиссии, которая может быть постоянно действующая или утвержденная приказом руководителя на определенный срок. |
Описательная | В «теле» акта указывается причина, по которой принято решение на списание: механические повреждения резины или крепежа (осмотр), пробег, исходя из нормативов (РД 3112199-1085-02). Методика списания закрепляется в учетной политике предприятия. Особым пунктом выделяется необходимость утилизировать шины после списания и расписывается порядок: куда будут сдаваться пришедшие в негодность автопокрышки и кто несет ответственность за утилизацию. Невыполнение данного пункта налагает ответственность на руководителя и компанию в виде штрафа: — для руководителя либо иного ответственного лица, указанного в приказе – от 10 до 20 тыс. рублей; |
Нижняя | Подписи членов комиссии (полный ФИО и должность). |
Из вышесказанного следует, что специальной формы акта на списание автошин не существует. Его разрабатывает компания самостоятельно. Печать на нем требуется.
Пример 2. Списание испорченных автошин, непригодных к дальнейшей эксплуатации
Бюджетным учреждением по решению комиссии списаны 4 шт. автошины суммарной стоимостью 5 000 руб., после чего отправлены на утилизацию. До момента утилизации они приняты на заб. сч. 02 (условно: 1 шт. – 1 руб.). Оприходование списанных деталей произведено по оценочной цене 1000 руб. (по определению комиссии).
Проводки по списанию непригодных автошин | Наименование операции | Сумма (руб.) |
КТ заб. сч. 09 | Списание с заб. сч. | 5 000 |
ДТ заб. сч. 02 | Принятие к учету до сдачи в утиль | 4 |
КТ заб. сч. 02 | Списание с заб. учета | 4 |
ДТ 2 105 36 340 КТ 2 401 10 189 | Оприходование | 1000 |
ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 | Сдача в утиль | 1000 |
ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 | Прибыль от утилизации | 1000 |
Принятие автошин к учету у бюджетников
Автошины поступают обычно отдельно либо вместе с ТС. Их учет в первом и втором случае будет отличаться. Непосредственно факт их поступления к бюджетникам подтверждается:
- авансовым отчетом (форма по ОКУД 0504505, введена Приказом Минфина РФ № 52н от 30.03.2015, ред. от 2021 г.);
- приходным ордером (форма по ОКУД 0504207, также ведена Приказом Минфина РФ № 52н);
- отгрузочной документацией поставщика.
Учет при поступлении отдельно от ТС | Учет вместе с ТС | Основные проводки(по части учета автошин у бюджетников) |
Автошины учитывают в числе материальных запасов, с применением сч. 0 105 06 000 «Прочие мат. запасы». Причем учет осуществляется по их действительной цене, формируемой с применением сч. 0 106 04 000 | Автошины отображают в составе транспорта (как объекта ОС) с использованием сч. 0 101 05 000 «ТС» | Принятие автошин к учету: ДТ 0 105 36 340 КТ 0 106 34 340 (по факт. цене).
ДТ 0 105 36 340 КТ 0 302 34 730 0 208 34 660 (по закупочной цене, если нет иных трат) |
Бюджетники ведут бухгалтерию с применением норм двух Инструкций по применению плана счетов бухучета, одобренных Приказом Минфина РФ № 174н от 16.12.2010 (ред. от 2021) и Приказом № 157н от 01.12.2010 (ред. от 2017).
КВР и КОСГУ в 2022 году для бюджетных учреждений
Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета, а следовательно, и по применению специальных кодов и т. д.
- затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
- закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
- социальное обеспечение и иные выплаты населению;
- капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
- межбюджетные трансферты;
- предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
- обслуживание государственного (муниципального) долга;
- иные ассигнования.
Учет шин в бюджетных учреждениях
Учет выданных автомобильных шин проводят на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции N 157н). Аналитический учет по счету ведется в Карточке количественно-суммового учета. Выбытие материальных ценностей с забалансового учета производят на основании Акта приема-сдачи выполненных работ, подтверждающих их замену.
При приобретении автомобильные шины учитываются на счете 10506 «Прочие материальные запасы» на основании первичных учетных документов (п.п. 117, 118 Инструкции N 157н, п. 22 Инструкции N 162н). В учете бюджетных учреждений (в соответствии с п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ), поступление шин отдельно от автомобиля отражается проводкой:
Автошины косгу бюджет
При определении статей (подстатей) КОСГУ необходимо руководствоваться порядком, утв. приказом Минфина России от 29.11.2023 № 209н (далее – Порядок № 209н). Приобретение (изготовление) основных средств отражается по статье 310, материальных запасов – по одной из подстатей статьи 340 КОСГУ.
При невыполнении перечисленных критериев объекты принимаются к учету в качестве материальных запасов. Кроме того, объекты нельзя отнести к основным средствам, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с пп. 99, 118 Инструкции № 157н независимо от срока их службы и стоимости.
Фигурные и хоккейные коньки представляют разновидность спортивного инвентаря для передвижения спортсмена по льду. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.), а также спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.) учитываются в составе мягкого инвентаря на счете 105 35.
Эти материальные ценности, пока они находятся в местах хранения (складах), учитываем на счете 0 105 36 349. Передачу бланков строгой отчетности сотруднику учреждения, который отвечает за их оформление и выдачу, отражаем на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» до момента предоставления им документа, который подтверждает их выдачу (либо уничтожение испорченных бланков). Одновременно стоимость БСО, выданных с мест хранения, списываем на расходы текущего финансового периода в Дт 0 401 20 272 «Расходы материальных запасов текущего финансового года».
Сейчас рассматривают изменения в Инструкцию № 157н. У бухгалтера появится возможность не ставить приобретенные ценные подарки и сувениры за баланс на счет 07, а сразу списывать их стоимость в расходы. Для этого ответственное лицо должно подать документы, подтверждающие одновременное приобретение и вручение подарков и сувениров.
- если мы покупаем воду для обеспечения питанием, например, детей в дошкольных учреждениях или больных в медицинских организациях, в которых есть система централизованного питьевого водоснабжения и вода соответствует санитарным нормам, отражаем расходы по подстатье 342 КОСГУ;
- если у учреждения нет функции обеспечения питанием, но есть централизованное питьевое водоснабжение и вода соответствует санитарным нормам, расходы относим на подстатью 346;
- если у организации нет централизованного питьевого водоснабжения или ей выдано заключение о непригодности воды, используем подстатью 349.
В п. 40 ФСБУ «Доходы» говорится, что доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты) или доходы от безвозмездно полученных иных активов, предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений.
Доходы учреждения от поступления субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания по-прежнему учитываются по подстатье 131 КОСГУ. Эти субсидии признаются в бухгалтерском учете доходами будущих периодов на дату возникновения права на их получение. Доходы будущих периодов от субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода по мере исполнения государственного (муниципального) задания. Об этом говорится в п. 54 ФСБУ «Доходы».
Пример 2. Списание испорченных автошин, непригодных к дальнейшей эксплуатации
Бюджетным учреждением по решению комиссии списаны 4 шт. автошины суммарной стоимостью 5 000 руб., после чего отправлены на утилизацию. До момента утилизации они приняты на заб. сч. 02 (условно: 1 шт. – 1 руб.). Оприходование списанных деталей произведено по оценочной цене 1000 руб. (по определению комиссии).
Проводки по списанию непригодных автошин | Наименование операции | Сумма (руб.) |
КТ заб. сч. 09 | Списание с заб. сч. | 5 000 |
ДТ заб. сч. 02 | Принятие к учету до сдачи в утиль | 4 |
КТ заб. сч. 02 | Списание с заб. учета | 4 |
ДТ 2 105 36 340 КТ 2 401 10 189 | Оприходование | 1000 |
ДТ 2 401 10 172 КТ 2 105 36 440 | Сдача в утиль | 1000 |
ДТ 2 209 89 560 КТ 2 401 10 172 | Прибыль от утилизации | 1000 |
Карточка учета работы автомобильной шины образец заполнения – Портал по безопасности
Предприятия, на балансе которых имеются автотранспортные средства, в обязательном порядке ведут учет всех расходных материалов, необходимых для эксплуатации и поддержания должного технического состояния транспорта. Один из видов учета – контроль движения автомобильных шин. Поступление, эксплуатация и выбытие фиксируется составлением карточки учета работы автомобильной шины.
Такой метод контроля позволяет определять весь спектр применения и использования ресурса. Пример составления карточки В документе отражаются данные по каждой единице автомобильной шины, а также указывается, за каким именно транспортным средством она закреплена. Для ежемесячного контроля эксплуатации в карточке учета делаются отметки о пробеге автомобиля.
Таким образом отслеживается техническое состояние ресурса и определяется, возможна ли дальнейшая эксплуатация шин.
Каждое предприятие, за которым закреплено транспортное средство, обязано контролировать расход материалов, используемых для работы и для поддержания авто в исправном техническом состоянии. В том числе ведется и учет автомобильных шин. Для этого заводится специальный документ.
- 1 Основные пункты документа
- 2 В каком случае автошина подлежит списанию