Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Максимальное количество учеников в классе в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В последние годы ученые, профессоры, ведущие специалисты в области педагогики и психологии уделяют внимание проблемам инклюзивного образования, а именно тому, как организовать и осуществить образовательный процесс более доступно для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с учетом всех индивидуальных психологических, физиологических и умственных особенностей. Так создаются индивидуальные, адаптированные программы, позволяющие включать таких детей в образовательную среду, с помощью различных технических средств и инновационных проектов. Существуют инклюзивные классы, в которых включены не более 2х детей с нозологиями, а есть классы с обучением в пролонгированные сроки, то есть отличающиеся от общей школьной программы, также классы со специальными адаптированными образовательными программами, которые создаются в зависимости от нозологии.
☝️ Что же делать, если в классе слишком много учеников
Если классы переполнены, родители могут пожаловаться к директору школы или департамент образования.
Администрация учебного заведения может предложить несколько вариантов для решения проблемы:
- организовать новые классы за счёт ранее не используемых помещений (насколько будет удобно учиться ребёнку в помещении, которое ранее было школьной мастерской, кладовкой и т. п. – отдельный вопрос);
- изменить режим работы школы на двухсменный;
- перевести ребёнка в параллельный класс с меньшей наполняемостью.
Ли: 1.Какая норма должна быть в классе, то есть численность учеников?
Еще одно важное изменение касается «максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки» (то есть уроков).
Если раньше один раз в неделю в первом классе допускалось проведение пятого урока — физкультуры, а во 2 — 4-м классах шестого урока (опять же физкультуры), то теперь занятия спортом для малышей сделали обязательными. Учебная нагрузка, согласно СанПиНам не должна превышать:
- для обучающихся 1-х классов — 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 — 4-х классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 5 — 7-х классов — не более 7 уроков;
- для обучающихся 8 — 11-х классов — не более 8 уроков.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
Нововведения в СанПин для школ в 2024 году
С нововведениями для школ по СанПин в 2024 году можно ознакомиться в таблице:
Тема |
Было в СанПиН 2.4.2.2821-10 |
Стало в СП 2.4.3648-20 |
---|---|---|
1. Использование подвальной и цокольной площади | Нельзя размещать в подвале кабинеты, мастерские, медпункт, залы (пункт 4.2). В цокольном этаже можно устроить гардероб (пункт 5.19.2). | Конкретно указано, что тир, книгохранилища, хозяйственные и иные подсобные помещения могут находиться в подвалах зданий (пункт 2.3.1., девятый, десятый абзацы). |
2.Полифункциональность | Только указано, где лучше размещать спортивный зал (пункт 4.13). Большое внимание уделяется состоянию рекреаций (пункт 4.20). | Официально разъяснено, что в школе можно совмещать назначение помещений: столовую использовать как актовый зал, в библиотеке проводить уроки, в рекреациях заниматься физкультурой (пункт 2.3.2). |
3. Питание | Установлены требования к пищеблокам (пункт 5.19.3).
Количество приемов пищи определяется временем нахождения учащихся в школе (пункт 5.19.4, второй абзац). |
Указано, что в случае работы пищеблока на полуфабрикатах использование сырья запрещено (пункт 2.3.3).
Определено конкретное время: более 4-х часов. В этом случае обучающиеся обеспечиваются горячим питанием (пункт 2.3.1, восемнадцатый абзац). |
4. Оборудование | Если в кабинете имеется интерактивная доска, то свет должен падать на всю ее поверхность (пункт 5.7). | При оборудовании учебного помещения интерактивной доской нужно обеспечить доступ учащихся ко всей площади электронного средства. На уроках следует использовать проектор без слепящего эффекта (пункт 2.4.4). |
5. Водоснабжение | Качество воды только высокое (пункт 8.3).
Питьевой режим – в соответствии с нормами (пункт 8.6). |
Нельзя брать воду для хозяйственных нужд из батарей центрального отопления (пункт 2.6.4).
Добавлено о возможности использовать воду в таре (пункт 2.6.6). |
6. Отопление | Переносные обогреватели не используются (пункт 6.1, шестой абзац). | Деталь: не допускается использование переносных отопительных приборов с инфракрасным излучением (пункт 2.7.1., четвертый абзац). |
7. Инновации | Инновации в образовании допустимы, если они не несут вред здоровью учащихся (пункт 10.14) | Особенности дистанционного и электронного обучения расписаны подробно: обязательны сертификаты соответствия, запрет на использование более двух электронных средств на одном уроке одновременно, нельзя обучать с помощью телефона. Учтен момент санитарной обработки оборудования (пункт 3.5) |
Сколько учеников может быть в 1 классе согласно СанПиН?
Заполняемость класса зависит от соблюдения норм площади на одного ученика, а также от требований к расстановке мебели. Это также включает обязательные стандарты по расстоянию от окон. Требования к естественному и искусственному освещению также играют важную роль в этом отношении. Если все условия соблюдены, классы могут быть разделены на группы, которые формируются по предметному признаку. Как видите, размер класса — это не число, взятое из головы, а выверенное количество детей, с помощью которого можно сделать обучение максимально эффективным.
Как мы уже видели, ответственность за несоблюдение конституционных прав гораздо выше, чем за нарушение санитарных норм. То есть решение о том, сколько человек составляет предельная наполняемость класса, принимает исключительно руководитель учреждения.
Руководитель школы имеет юридическое обязательство принять каждого ребенка на обучение. Сейчас в нашей стране улучшается демографическая ситуация, поэтому с каждым годом все больше детей идут в школу. Если директор школы в этой ситуации будет руководствоваться нормативной наполняемостью класса, то не каждый ребенок попадет в школу.
Сельские школы отличаются тем, что население в деревнях небольшое. Поэтому в классах не хватает учеников. Часто в классе бывает два или три ученика. В таких случаях принято формировать полные классы. Обычно объединяются несколько классов начальной школы. Чтобы сделать эту систему максимально эффективной, была разработана схема объединения классов. Таким образом, класс один объединяется с классом три, класс два — с классом три и класс два — с классом четыре.
Для того чтобы учащиеся не переутомлялись, совместные занятия на пять или десять минут короче. Только физкультура проводится как обычно, время урока не сокращается.
Министр образования Андрей Иванец рассказал об изменениях в системе контроля знаний во время предварительной кампании 2023 г. Самое главное, сказал он, «заглянуть за текст в анкете, чтобы рассмотреть человека и его потенциал».
В то время как сейчас тестовая и контрольная части более или менее равны, с 2023 года тестовую часть хотят сократить до 20-25% от 100 баллов. Это означает, что 75-80% будет составлять контрольная работа.
В последние годы исследователи, профессора, ведущие специалисты в области педагогики и психологии уделяют внимание проблемам инклюзивного образования, то есть тому, как организовать и осуществить образовательный процесс, более доступный для детей с ограниченными возможностями здоровья и без них, с учетом всех индивидуальных психологических, физиологических и психических особенностей. Поэтому для включения таких детей в образовательную среду создаются индивидуальные, специально разработанные программы с использованием различных технических средств и инновационных разработок. Есть инклюзивные классы, в которых не более 2 детей с нозологией, есть классы с продленным учебным временем, то есть отличным от общешкольной программы, также есть классы со специальными адаптированными образовательными программами, которые создаются в соответствии с нозологией.
Многих сегодня беспокоит вопрос «Сколько учеников должно быть в классе?». Власти требуют минимум 25 человек и угрожают упразднить малокомплектные классы и школы. Однако некоторые школы уже делают это. На итоговом собрании школы в конце прошлого года директор объяснил, что мы должны быть готовы к тому, что классы с количеством учеников менее 25 человек могут не открываться, два класса будут разделены на один, а «лишних» детей попросят перейти в другие близлежащие школы.
Финансирование школ зависит от того, сколько детей в них учится. Зарплата учителя зависит от количества учеников в классе.
2.3.1 Количество учащихся не должно превышать вместимость общеобразовательного учреждения, предусмотренного проектом, в соответствии с которым строится или адаптируется здание. Вновь построенные городские общеобразовательные учреждения не должны превышать вместимость 1 000 учащихся; сельские малокомплектные образовательные учреждения I ступени — 80 учащихся, I и II ступени — 250 учащихся, I, II и III ступени — 500 учащихся. Размер каждого класса не должен превышать 25 человек.
2.3.11. Площадь классных комнат рассчитывается из расчета 2,5 м2 на одного ученика для фронтальных форм занятий и 3,5 м2 для групповых и индивидуальных занятий.
По результатам опроса, проведенного в теме «Сколько учеников в классе вашего ребенка?» на форуме Sibmama, лидирует результат «от 25 до 30 учеников», что неудивительно и полностью соответствует требованиям современных тенденций.
Какое должно быть количество обучающихся в условиях инклюзии и обучения в пролонгированные сроки?
В последние годы ученые, профессоры, ведущие специалисты в области педагогики и психологии уделяют внимание проблемам инклюзивного образования, а именно тому, как организовать и осуществить образовательный процесс более доступно для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с учетом всех индивидуальных психологических, физиологических и умственных особенностей. Так создаются индивидуальные, адаптированные программы, позволяющие включать таких детей в образовательную среду, с помощью различных технических средств и инновационных проектов. Существуют инклюзивные классы, в которых включены не более 2х детей с нозологиями, а есть классы с обучением в пролонгированные сроки, то есть отличающиеся от общей школьной программы, также классы со специальными адаптированными образовательными программами, которые создаются в зависимости от нозологии.
Наполняемость класса с обучением в пролонгированные сроки:
- глухие обучающиеся – максимум 9 человек;
- слабослышащие и позднооглохшие – до 8 человек;
- слепые до 9 человек;
- слабовидящие, обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра – не более 12 человек;
- обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата – не более 5.
В условиях инклюзии количество человек колеблется:
- глухие, слепые, обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра – при двух учащихся с нозологиями в классе не более 15 человек, а при одном ученике не более 20 человек;
- слабослышащие, позднооглохшие, слабовидящие – при 2х учениках с ОВЗ не более 20 учащихся, при одном не более 20.
- обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи при количестве 25 учеников – не более 5 с нозологией, и аналогично с детьми с задержкой психологического развития.
Кроме этого, следует выделить группы со специальными адаптированными программами:
- Глухие, слабослышащие, позднооглохшие и обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата до 5 человек в группе, слабовидящие до 9, а слепые до 7 человек.
- По специальным программам для детей с умственной отсталостью в сопровождении с дополнительной нозологией, наполняемость до 5 человек.
Таким образом, мы видим, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, классы с обучающимися делят на несколько видов, таких как сельские, инклюзивные/компенсирующие и обычные. Нормативы наполняемости зависят от данных видов, и учеников, которые проходят обучение по специальным программам.
Задания с развернутым ответом: немного статистики
Многие думают, что эта часть ЕГЭ по математике очень сложная. Поэтому ребята, которые не рассчитывают на высокие баллы, даже не приступают к ней. И очень зря! С помощью этих заданий можно заработать дополнительные баллы и побороться за высокое место в рейтинге.
Сейчас будет немного статистики. В среднем около 35% учеников получают полные 2 балла за решение № 12, а вот неравенство № 14 дается хуже, только около 12% с ним справляются на полный балл. Геометрия даётся ещё хуже: стереометрию № 13 полностью решают 2% выпускников, планиметрию (№ 16) менее 5%. А вот с экономической задачей (№ 15) справляются около 20%, а это целых 2 балла! Что касается № 17 и 18, то они даются ещё хуже, но на то они и самые сложные, хотя 1 балл за № 18 по статистике получают около 25% сдающих — там нужно просто привести пример.
В этот учебный год, в отличие от предыдущих, не планируются сдвиги дат, либо какие-то другие мероприятия, связанные с пандемией. Ученики, заканчивающие 11 класс, будут сдавать ЕГЭ в обычном режиме, а это значит, что русский язык будет доступен для сдачи в трех периодах:
- досрочный
- основной
- осенний период
На данный момент запланированы следующие даты проведения экзамена:
Период | Основная дата | Резервные дни |
Досрочный | 24.03.2023 | 15.04.2023 |
Основной | 30.05.2023 и 31.05.2023 | 23.06.2023 и 02.07.2023 |
Осенний | 08.09.2023 | 20.09.2023 |
Наполняемость каждого класса не должна превышать какого количества учащихся?
Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.
Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.
Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:
- Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
- Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
- Для первого и четвертого классов цифра та же.
- Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
- Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
- Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.
Как и для обычных школ, прописана и для детей с ограниченными возможностями максимальная наполняемость класса. Это обусловлено даже не санитарными нормами, а бытовыми проблемами, которые возникают в большом классе. Особенным деткам нужно учиться в месте, где никто не отвлекает. Они нуждаются в повышенном внимании педагога, дополнительных объяснениях и особом подходе.
«2.3.1. Количество обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских общеобразовательных учреждений не должна превышать 1000 человек, сельских малокомплектных учреждений для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней — 250 человек, I, II и III ступеней — 500 человек. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек.»
«2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв.м — при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.»
По результатам опроса, проведенному в теме «Сколько учеников в классе Вашего ребёнка?» на форуме Sibmama, лидирует результат «от 25 до 30 человек», что не удивительно и полностью отвечает тенденциям сегодняшнего времени.
По закону, в одном классе не может быть меньше 5 детей.
Кроме того, наполняемость школьников также не может составлять больше:
- 24 учащихся в начальных классах;
- 30 учеников в классе средней, старшей или профильной школы.
Министерство здравоохранения и Роспотребнадзор установили ряд ограничений, которые будут действовать в школах до 2024 года.
Одним из основных ограничений является масочный режим на уроках и в коридорах. Все ученики и преподаватели должны носить маски для защиты от возможного заражения COVID-19. Маски должны плотно прилегать к лицу и меняться каждые 3-4 часа. Обязательное использование масок поможет снизить риск распространения вируса внутри учебного заведения.
Другим ограничением является ограничение количества учеников в классах. Максимальное количество учеников в классе должно быть установлено в соответствии с размером помещения, чтобы соблюдать необходимую социальную дистанцию. Это позволит уменьшить возможность контакта между учениками и снизить вероятность распространения инфекции.
Ограничение посещения школьной столовой также вводится для снижения риска заражения. Ученики должны посещать столовую по очереди или в небольших группах, соблюдая дистанцию и нося маски. Также могут быть введены временные ограничения на общее время проведения в столовой, чтобы сократить скопление людей.
Запрет на проведение массовых мероприятий в школах также вводится в целях безопасности. Все школьные мероприятия, такие как концерты, спортивные соревнования и праздничные мероприятия, будут отменены или перенесены до установленной даты окончания ограничений. Это поможет снизить вероятность массового заражения и распространения вируса.
Ограничения будут действовать до 2024 года, так как в настоящее время пандемия COVID-19 является актуальной проблемой и требует постоянного внимания и мер для защиты здоровья учащихся и преподавателей.
Ограничение | Описание |
---|---|
Масочный режим | Все ученики и преподаватели должны носить маски на уроках и в коридорах школы. |
Ограничение количества учеников в классах | Максимальное количество учеников в классе должно быть установлено в соответствии с размером помещения. |
Ограничение посещения школьной столовой | Ученики должны посещать столовую по очереди или в небольших группах, соблюдая дистанцию и нося маски. |
Запрет на проведение массовых мероприятий | Все школьные мероприятия будут отменены или перенесены до установленной даты окончания ограничений. |
Ограничение посещения школьной столовой
Согласно ограничениям, количество учащихся, разрешенных одновременно находиться в школьной столовой, должно быть значительно ограничено. Данная мера позволит соблюдать социальную дистанцию и уменьшить вероятность контакта между учащимися, что способствует снижению риска заражения COVID-19.
В целях эффективного контроля, школьные столовые могут устанавливать четкий график приема пищи для каждого класса или учебной группы, чтобы избежать переполнения столовых и скопления большого количества учащихся в одном месте.
Также может быть введено ограничение по времени, которое учащиеся могут провести в столовой. Например, можно установить максимальное время, в течение которого учащийся может находиться в столовой, чтобы обеспечить равномерное распределение посещаемости и предотвратить скопление людей в одном месте.
Для обеспечения безопасности, школьные столовые должны проводить регулярную дезинфекцию поверхностей, а также соблюдать все необходимые санитарно-гигиенические требования, такие как ношение масок, использование антисептиков и т.д.
Соблюдение ограничения посещения школьной столовой является важным аспектом обеспечения безопасности и здоровья учащихся в период пандемии. Все участники образовательного процесса должны совместно работать и соблюдать установленные меры, чтобы минимизировать риски и обеспечить безопасную обучающую среду.
Ограничения будут действовать до 2024 года
Такое продолжительное время введения ограничений связано с тем, что защита здоровья учащихся и преподавателей является приоритетной задачей в условиях пандемии. Продолжительный срок действия ограничений позволит обеспечить безопасность всех участников учебного процесса и минимизировать риск распространения инфекции в школьной среде.
В рамках действующих ограничений, школы обязаны соблюдать масочный режим на уроках и в коридорах, что позволит снизить вероятность передачи инфекции. Также ограничивается количество учеников в классах, что поможет обеспечить достаточное физическое расстояние между учащимися и сократить контактные группы.
Кроме того, введено ограничение посещения школьной столовой, чтобы избежать скопления большого количества людей в одном месте. Запрет на проведение массовых мероприятий также является неотъемлемой частью ограничений, поскольку сбор большого числа людей может стать источником распространения инфекции.
Необходимо понимать, что ограничения в школах являются временными мерами и направлены на обеспечение безопасности всех участников образовательного процесса. В связи с этим, их действие продлится до 2024 года, а затем будет пересмотрено в зависимости от эпидемиологической ситуации и рекомендаций компетентных органов.
Требования к территории школы по СанПиН в 2023 году
Каждой школе для обеспечения функционирования выделяется земельный участок, который необходимо содержать в чистоте. Как часто убирать пришкольную территорию, решает сама организация на месте. Главное – надлежащее состояние. Если школьный двор закрыт для посторонних, а учащиеся никогда не бросают бумагу на землю, если не прошел сильный снегопад зимой или ураган летом, то можно организовывать работу один раз в день либо через сутки. Однако опыт подсказывает, что пришкольную территорию надо убирать два раза в день: утром и вечером, тогда будет порядок. Для этой цели в штате предусмотрены дворники.
По СанПиН в 2023 году мусор на школьной территории следует складывать в специальные закрывающиеся емкости и не допускать заполнения более 2/3 контейнера. Отходы нельзя сжигать на пришкольной территории, их надо вывозить с помощью техники, подавая заявку в специализированную организацию. В зимний период при очищении двора от снежных заносов нельзя использовать химические средства. За их применение руководителя ожидает штраф.
ВНИМАНИЕ
Администрация несет ответственность за обработку участка от клещей, за своевременную обрезку и омоложение деревьев. Работа с зелеными насаждениями проводится специализированными организациями после получения разрешения административно-технической инспекции.
На пришкольной территории по СанПиН выделяются следующие зоны:
- отдыха;
- физкультурно-спортивная;
- хозяйственная;
- парковочная (только для маломобильных групп населения).
По СанПиН для школы в 2023 году уроки проводятся в первую либо вторую смену, третья запрещена. Учащиеся первых, пятых, девятых, десятых, одиннадцатых классов, а также дети в группах с ограниченными возможностями здоровья всегда обучаются в первую смену. Если таких классов в школе много, то следует пересмотреть план приема детей на обучение, потому что указанное выше требование нарушать нельзя.
ВНИМАНИЕ
Учебные занятия первой смены по СанПиН нужно начинать не ранее 8 часов, а на второй заканчивать не позднее 19 часов. Нулевые уроки не предусмотрены. Между сменами должен быть перерыв для уборки и проветривания помещений.
Во время уроков и на переменах следует проводить физкультминутки различного типа: для глаз, стоп, кистей рук, спины. При необходимости – комплексы упражнений. Главное, чтобы эти мероприятия проводились в системе.
Сколько положено учеников в 1 классе согласно СанПиН
В жизни всех родителей наступает ответственный момент, когда ребенка необходимо отдавать в школу, но более всего их беспокоит вопрос, об обеспечении правильной образовательной обстановки, где ребенку будет комфортно проходить обучение и развиваться. Однако, как ребенку будет комфортно, когда в классе более 30 учащихся и преподаватель не в силах добиться от каждого внимания и довести нужную информацию? Кроме этого, встречаются ситуации, когда в школу не принимают детей, по причине переполненности класса или наоборот, принимают большое количество обучающихся, так как заработная плата зависит от количества учеников. Этот вопрос беспокоит многих родителей, и тогда на помощь приходит нормативно-правовые постановления, в которых указаны требования образовательного процесса.
Минимальное и максимальное количество учеников
Согласно Закону об образовании РФ, с 1 сентября 2023 года в классе должно быть не менее 10 учеников. Это минимально допустимое количество, которое обеспечивает достаточную социализацию и позволяет проводить качественное образование.
Однако, при этом Закон не устанавливает максимальное количество учеников в классе. Определение конкретного числа регулируется нормативными актами субъектов Российской Федерации. В каждом регионе могут существовать свои ограничения, например, в зависимости от размера школы, условий обучения и наличия кадровых ресурсов.
Так, в некоторых регионах максимальное количество учеников в классе может быть ограничено на уровне 25-30 человек. Это сделано с целью обеспечения комфортных условий обучения и воздействия на ребят в процессе образования.
Важно учитывать, что максимальное количество учеников в классе может быть разным для разных уровней образования и зависит от множества факторов. Ограничения по количеству учеников обычно вводятся для обеспечения максимально эффективного и качественного образовательного процесса.
Сколько учеников должно быть в классе
В настоящее время существует Закон «Об образовании», который регулирует образовательный процесс в России. Согласно этому Закону, в классе может быть от 20 до 35 учащихся.
Однако, в 2023 году запланировано изменение этого норматива. Согласно новым планам, в классе должно быть не более 25 учащихся. Это изменение направлено на улучшение качества образования и создание более комфортных условий для обучения.
Конечное решение о численности учеников в классе принимается образовательными учреждениями в соответствии с законодательством и их спецификой.
Класс | Минимальное количество учеников | Максимальное количество учеников |
---|---|---|
1-4 классы | 20 | 25 |
5-9 классы | 20 | 30 |
10-11 классы | 20 | 35 |