Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные способы получения гражданства принцип крови и принцип почвы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получение подданства на основе того или иного критерия при рождении называют красивым латинским словом «филиация» (от filialis – «сыновий). В международной терминологии также используется сочетание jus soli в буквальном переводе с немецкого означающее «право земли». Альтернативой филиации является натурализация, когда статус присваивается в результате решения властей.
ПРИОБРЕТЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И УТРАТА ГРАЖДАНСТВА
Понятие «право крови» и «право почвы» определяет два вида филиации:
- в первом случае, независимо от места появления малыша на свет, он становится гражданином той же страны, которой принадлежат его мать и/или отец;
- во втором – гражданство определяется по месту рождения.
В России гражданство преимущественно определяется по национальности, которую имеют родители. Но иногда вступает в силу право почвы, то есть ребенок автоматически становится россиянином, если:
- гражданство родителей разное, но один из них – россиянин/россиянка и при этом матери и отцу не удалось договориться о том, какую запись о гражданстве сделать в свидетельстве;
- страна, гражданами которой являются родители, не дает подданства их детям, при этом малыши появились на территории РФ;
- родители неизвестны и в течение полугода их местонахождение не установлено, а ребенок подкидыш обнаружен в любой точке России;
- мать и отец не имеют гражданства, но их дети рождены в РФ.
На заметку! Автоматически став россиянином, только с 18 лет ребенок получает возможность самостоятельно решать, оставаться подданным России или нет (ст.21 ГК).
Право почвы в России закреплено в ФЗ-62, где говорится, что по рождению статус получает тот, кто родился в стране после 1922 года или у кого хотя бы один из родителей имел советский паспорт и постоянно жил в Советском Союзе на момент родов. В том же законе, в статье 14, в частности, говорится об упрощенном приобретении статуса, если человек с 2016 года проживает в РФ, но родился в одной из республик СССР.
Мировая практика
Статья 1 Конвенции о сокращении безгражданства определяет, что каждый появившийся на свет ребенок имеет право стать гражданином той страны, в которой рожден. Однако на практике это правило действует далеко не во всех государствах.
Например, в Скандинавии приоритет имеет то, гражданами какой страны являются родители, а гражданство по праву почвы вступает в действие лишь в случаях, когда малыш был подброшен в приют и о матери/отце ничего не известно. В странах Латинской Америки, напротив, появление в той или иной стране позволяет рассчитывать на получение статуса, тогда как кровные узы часто отходят на второй план.
Важно! В большинстве стран оба вида филиации сочетаются, и выбор делается на основе конкретной сложившейся ситуации.
Существуют и другие разновидности приобретения гражданства. Например, автоматически стать латышом может новорожденный, чей предок до 40-х годов прошлого столетия значился латышом.
Некоторые женщины намеренно выезжают за рубеж, чтобы родить там малыша и автоматически сделать его подданным благополучной страны. Выбор обычно падает на европейские страны, однако большинство из них, хоть и основывает филиацию на праве рождения на своей территории, но за скобки выносит многочисленные оговорки.
Так, французом может стать только тот несовершеннолетний, который не просто родился во Франции, но и прожил в ней не менее 5 лет. В Германии срок проживания еще длиннее – 8 лет, а в Дании – и вовсе 19 лет (при этом речь идет о непрерывном проживании).
Британские власти дадут подданство автоматически при ряде условий: малыш и один из родителей родились в Объединенном Королевстве и в нем же семья проживала на момент появления новорожденного.
Сложно стать бельгийцем малышу, чьи родители приехали по туристической визе или имеют вид на жительство.
В Испании претендент на подданство должен подать осмысленное прошение после совершеннолетия. Интересно, что урожденному испанцу необязательно первые 18 лет жизни проживать на родине, но пребывание за границей не лишает его права претендовать на испанское гражданство.
Чтобы узнать, где можно автоматически получить гражданство по праву почвы, предлагаем изучить актуальный на 2021 год список стран:
Центральная/Южная Америка | Северная Америка | Островные государства |
Аргентина
Бразилия Боливия Венесуэла, Гайана Доминиканская Республика Колумбия Мексика Никарагуа Панама Парагвай Перу Сальвадор Уругвай Чили Эквадор |
Белиз
Гватемала Гондурас Канада Мексика США |
Антигуа
Барбадос Гренада Доминика Сент-Винсент и Гренадины Сент-Кристофер и Невис Сент-Люсия Тринидад и Тобаго Ямайка |
Интересно, что автоматически становится мексиканцем не только тот, кто родился в роддоме, но и появился на борту военного или торгового самолета или корабля, причалившего к мексиканским берегам.
На заметку! Большинство перечисленных стран не возражают, когда их граждане хотят иметь двойное подданство.
Изучив, в каких странах право почвы действует безоговорочно, легко обнаружить, что в перечень не вошла ни одна европейская страна. Власти объясняют это не чрезмерной большой привлекательностью своих государств для иммигрантов, а желанием сохранить этнические корни. Из стран, которые дают статус гражданина автоматически, интерес вызывают лишь три, – Соединенные Штаты, Канада и Бразилия.
Принципы и способы приобретения и утраты гражданства
Четвертый метод получения индигената – возвращение гражданства (порой применяют термин «реинтеграция» – воссоединение со своим прежним государством). Данный способ выделяется своим максимально простым порядком разрешения данной проблемы.
Следующий метод получения индигената– репатриация. Он применяется в исключительных случаях, а именно, когда гражданство лишились целые группы людей из-за особых исторических происшествий.
Самый яркий пример – реверсия евреев на свою «историческую отчизну» – Израиль. Все евреи, вернувшиеся, самопроизвольно признаются гражданином этого государства. В данном случае индигенат получается в результате репатриации в более простом исполнении.
Следующий метод, дарованное гражданство, присваивается за важные отличительные действия. Данных ситуаций мало из-за того, что индигенат присваивается только за важные и отличительные заслуги, а также весьма знаменитым лицам.
Например, Парламент США после ссылки А. Солженицына из СССР и после того, как он захотел проживать в США, особой резолюцией даровали ему право гражданства США.
Из вспомогательных методов получения индигената является бракосочетание. Существуют такие государства, где законодательная база прописывает, что человек, заключивший брак с человеком из другого государства получает гражданство супруга или супруги. Чаще всего это получается в арабских странах. И самый последний способ получение гражданства через усыновления или удочерения. В некоторых государствах законодательная база рассматривает, что дети, попавшие в другую семью путем их усыновления, получают гражданство родителей.
Выход из гражданства происходит в добровольном порядке. В Законе Новой Зеландии 1977 г. об индигенате прописано, что гражданин Новой Зеландии, по исполнению ему 18 лет и если он является гражданство иной страны, может работать в Великобритании, США и некоторых других странах.
Иногда существует ограничение от такой возможности, например, судьи или государственные уполномоченные лица не имеют такого права.
В некоторых законодательных базах существует потеря индигената, другими словами самопроизвольное лишение гражданства при конкретных ситуациях.
Чаще основанием для такого лишения принята натурализация в иной стране. В государствах, которые принимают эту схему выхода из гражданства, лишение гражданства считается обычным процессом.
Лишение индигената, полученного в результате филиации, называется денатурализацией.
В Польше, допустим, человек лишается гражданства в случаях:
- несоблюдение обязанностей по верности государству;
- поступков во вред позициям граждан;
- незаконное покидание страны;
- отказа возвращаться по требованию соответствующих органов;
- невыполнение военных обязательств;
- наказание за границей за криминальное деяние.
Люди, которых лишили гражданства, в обязательном порядке покидают страну.
На сегодняшний день приобретение российского гражданского статуса – многоступенчатая процедура, растянутая во времени. Претендовать на него можно на общих основаниях или на упрощенных. Большинство претендентов проходит путь первоначального получения РВП, затем ВНЖ и потом и российского гражданства. И то только при условии соблюдения определенных требований к возрасту, знанию русского языка, при материальном достатке и пр.
При упрощенной схеме возможно претендовать на приобретение гражданства, минуя стадию РВП, при уменьшенном сроке, отпущенном на ВНЖ. Основанием для такой схемы служит рождение на территории РСФСР, российское гражданство близких родственников, крупные капиталовложения в экономику РФ или признание претендента носителем русского языка.
Не секрет, что на сегодняшний день в России наблюдаются все признаки демографического кризиса. Часть специалистов считает, что такую ситуацию может поправить массовое переселение людей в страну из-за рубежа. Акцент при этом делается на граждан СНГ. Но, по мнению руководства страны, для получения российского гражданства претендентам приходится обходить слишком много бюрократических препон. Поэтому появилось мнение о необходимости ввести новый закон РФ о получении гражданства РФ.
В марте 2019 г. на рассмотрение в Парламент поступил новый законопроект от Константина Затулина. Основной идеей законопроекта является предложение отнести к носителям русского языка (в отношении которых действует упрощенный режим получения российского гражданского статуса) всех, кто появился на свет на территориях, некогда принадлежавших Советскому Союзу и даже Российской Империи. Это еще не все. Предполагается, что право на гражданство приобретет и тот, кто родился в другой стране, но его прямые предки были рождены в СССР.
Кроме того, предполагается отменить для таких претендентов требование об отказе от уже имеющегося гражданства, т. к. для многих жителей ближнего зарубежья такая возможность почти равна нулю. Например, для имеющих гражданство Украины по вполне понятным причинам. Однако в Думе пока не приняли закон о получении гражданства по праву почвы . По заявлению Дмитрия Пескова ясно, что позиция Правительства РФ по этому вопросу еще до конца не сформирована.
Основные споры ведутся вокруг предполагаемого двойного гражданства, ибо его наличие может привести к проблемам в сфере имущественного права. К тому же многие законотворцы и общественные деятели опасаются, что уровень знания русского языка у новых граждан РФ окажется очень низким. Ведь проконтролировать проведение тестирования весьма проблематично. Поэтому сложно сказать, будет ли принят закон о гражданстве по праву почвы уже в 2019 г. И если будет, то в каком варианте.
Получение подданства на основе того или иного критерия при рождении называют красивым латинским словом «филиация» (от filialis – «сыновий). В международной терминологии также используется сочетание jus soli в буквальном переводе с немецкого означающее «право земли». Альтернативой филиации является натурализация, когда статус присваивается в результате решения властей.
Понятие «право крови» и «право почвы» определяет два вида филиации:
- в первом случае, независимо от места появления малыша на свет, он становится гражданином той же страны, которой принадлежат его мать и/или отец;
- во втором – гражданство определяется по месту рождения.
Гражданство в порядке натурализации
Следующим немаловажным способом приобретения гражданства считается получение гражданства способом натурализации, т.е. создания органами власти определенного государства индигената человеку по иску. Она образуется в основном на почве свободного желания увлеченной личности и несет за собой утрату гражданства, приобретенного при рождении. Лица, которые получают гражданство данным методом, как правило, используют те же права и выполняют те же обязательства, что и иные люди. Но в определенных государствах строго определяются их юридические права.
Натурализация имеет 2 важные формы:
- индивидуальная натурализация;
- натурализация из-за преемственности стран.
Последняя очень распространена для стран в прошлом республиках СССР. В основном для натурализации необходимо:
- достижение совершеннолетия;
- заявление в письменной форме, владение языком, присущим данному государству;
- минимальное время нахождения в стране;
- не наличие некоторых недугов (психических и СПИДа), имение достаточных финансов к существованию;
- уважение законодательной базы;
- «юридическая благонадежность».
Например, в США, нет натурализации для граждан, которые поддерживают иные взгляды, а также для атеистов. А вот законодательство Латвии кроме точного знания родного языка обязывает к знанию истории Латвии XX в., наличия предшественников, которые жили в Латвии в тот же временной промежуток, подтверждения крепкого здоровья и отсутствия недугов нервной системы, а также СПИДа. Помимо этого, человек не должен состоять на учете в Интерполе или в какой-либо партии, борющейся за уничтожение законного строя.
Существуют и иные причины, которые заключают в рамки натурализацию:
- существование специальной подготовки;
- нежелание принимать зарубежное гражданства(ФРГ);
- придерживание порядочного образа существования;
- состояние в одной из групп, находящейся на территории страны.
Одновременно с этим для некоторых категорий людей прописывают привилегированные положения натурализации.
Прекращение гражданства
Выход из гражданства происходит в добровольном порядке. В Законе Новой Зеландии 1977 г. об индигенате прописано, что гражданин Новой Зеландии, по исполнению ему 18 лет и если он является гражданство иной страны, может работать в Великобритании, США и некоторых других странах.
Иногда существует ограничение от такой возможности, например, судьи или государственные уполномоченные лица не имеют такого права.
В некоторых законодательных базах существует потеря индигената, другими словами самопроизвольное лишение гражданства при конкретных ситуациях.
Чаще основанием для такого лишения принята натурализация в иной стране. В государствах, которые принимают эту схему выхода из гражданства, лишение гражданства считается обычным процессом.
Лишение индигената, полученного в результате филиации, называется денатурализацией.
В Польше, допустим, человек лишается гражданства в случаях:
- несоблюдение обязанностей по верности государству;
- поступков во вред позициям граждан;
- незаконное покидание страны;
- отказа возвращаться по требованию соответствующих органов;
- невыполнение военных обязательств;
- наказание за границей за криминальное деяние.
Люди, которых лишили гражданства, в обязательном порядке покидают страну.
Основания для получения гражданства по данному праву
Если человек планирует выполнить получение гражданства по праву почвы, ему предстоит пройти многоступенчатую процедуру. При этом она достаточно растянута во времени. Лицо имеет право претендовать на участие в ней на общих или упрощенных основаниях. В первую очередь потребуется получить РВП. Затем необходимо оформить ВНЖ. Только после этого появляется право на получение гражданства. При этом лицо должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к:
- знанию русского языка;
- возрасту;
- финансовому положению.
Если лицо имеет право использовать упрощенную схему, можно миновать стадию оформления РВП. Заявитель получает право сразу обратиться за ВНЖ. Схема применяется, если человек появился на территории СССР. Но права присутствуют и в следующих случаях:
- у близких родственников имеется российское гражданство;
- претендент является ;
- были выполнены крупные капиталовложения в экономику РФ.
Сегодня сохраняется необходимость в обязательном порядке отказа от действующего гражданства. Предусмотрены лишь редкие исключения. При этом человек обязан знать русский язык. Демонстрация владения им проводится при помощи тестирования. Альтернативой выступает предоставление документации об образовании. Она должна быть получена в России или на территории СССР.
Если новые законы примут, для лица, которое претендует на российское гражданство по праву почвы, процедура оформления также упроститься. Заявитель должен будет доказать, что он или его прямые предки появились на территории Российской империи или в СССР. Потребность в сдаче экзамена на владение русским языком также сохраняется. При этом от существующего гражданства отказываться не придётся.
Присутствуют и альтернативные способы получения соответствующего статуса. Большинство лиц приобретает его по праву рождения. Но подобная ситуация возникает, если у одного или обоих родителей имеется соответствующий статус. Если гражданство не будет получено, ребёнок станет апатридом. Все остальные лица имеют право воспользоваться следующими способами:
- подать заявление в общем порядке;
- обратиться к представителям уполномоченного органа по упрощённой схеме;
- выполнить восстановление гражданства.
Если у лица отсутствуют льготы, позволяющие принять участие в упрощенной процедуре, статус будет присвоен минимум через 8 лет. В течение этого периода потребуется получить сначала РВП, а затем внж. Если присутствует возможность выполнить оформление по упрощенной схеме, процедура займёт значительно меньше времени.
Двойное гражданство и лица без гражданства
В современном мире достаточно распространена ситуация, когда одно и то же лицо обладает статусом гражданина в двух и более странах. Такие лица именуются бипатридами (имеющими два гражданства) либо полипатридами (имеющими множественное гражданство).
Российская Федерация, по общему правилу, не признает двойного гражданства. Это означает, что лицо, имеющее гражданство Российской Федерации и иностранного государства, не вправе ссылаться на наличие иного гражданства при исполнении обязанностей гражданина Российской Федерации. Между тем существует специальный термин — второе гражданство (либо «иное гражданство»), который описывает такую ситуацию. Второе гражданство и двойное гражданство — разные по юридическому смыслу понятия. Если двойное гражданство предполагает юридическое признание со стороны государства специального статуса, то второе гражданство — лишь констатация факта наличия гражданства иного государства. Потому гражданин России не вправе ссылаться на гражданство другого государства в вопросах исполнения налоговой и воинской обязанности.
Двойное гражданство в Российской Федерации допускается только при наличии международного договора с иным государством, которым предусмотрена такая возможность. Такие международные договоры были заключены Российской Федерацией с Республикой Таджикистан (1995 г.) и Туркменистаном (1993 г.). Действие последнего было прекращено в 2003 г.
Граждане Российской Федерации, обладающие иностранным гражданством, не вправе занимать ряд государственных должностей и должностей государственной службы в Российской Федерации, что стало предметом разбирательства в Конституционном суде России. Суд счел такие ограничения
допустимыми, хотя и не единогласно.
Гражданин России в течение двух месяцев со дня приобретения иностранного гражданства либо права на постоянное проживание в иностранном государстве обязан письменно уведомить об этом Федеральную миграционную службу. За неисполнение этой обязанности предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа либо обязательных работ; за несвоевременное либо некорректное сообщение — административная ответственность в виде штрафа.
Законодательство Великобритании и США признает возможность наличия двойного гражданства. Принятие иного гражданства, голосование на выборах в другом государстве не влекут прекращения британского или американского гражданства. Однако по законам США лица с двойным гражданством обязаны при въезде и выезде с территории США предъявлять исключительно паспорт гражданина США.
Помимо двойного (множественного) и второго гражданства, существует еще несколько нетипичных состояний взаимосвязи лица и государства. Так, в античной Греции существовал институт «изополитейя», когда два государства придавали своим гражданам такие права, так что всякий гражданин одного государства был в то же время гражданином другого. Аналогом данного института является «национальный режим», существующий, в частности, в странах Британского Содружества, в соответствии с которым граждане (подданные) государств — членов данного образования при нахождении на территории других таких стран пользуются равными правами с их гражданами (поддаными).
R международном праве существует понятие «отсутствие гражданства» (statelessness), означающее отсутствие какой-либо признаваемой юридически связи лица с государством. Такой статус может существовать де-юре, когда лицо не рассматривается как гражданин каким-либо государством; и де- факто, когда лицо проживает за пределами государства, гражданином которого являлось ранее, и при этом не желает далее находиться под защитой этого государства. Значительное число «лиц без гражданства де-юре» также являются беженцами, однако не все беженцы являются лицами без гражданства.
В 1961 г. ООН была принята Конвенция о сокращении безгражданства, вступившая в силу с 1975 г.) Данной Конвенцией были установлены стандарты получения и выхода из гражданства, направленные на уменьшение числа лиц без гражданства. Однако число стран, ратифицировавших данную Конвенцию, достаточно невелико (58 государств). В настоящее время число лиц без гражданства остается значительным в таких странах, как Алжир, Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Демократическая республика Конго, Эстония, Ирак, Индия, Кения, Кувейт, Латвия, Ливан, Малайзия, Мавритания, Мьянма, Непал, Саудовская Аравия, Сирия и Таиланд. Самая большая группа лиц без гражданства в настоящее время — жители Палестины.
В прибалтийских странах, ранее входивших в состав СССР, существует специфический статус неграждан, число которых в Латвии и Эстонии довольно велико. К ним относятся в основном жители Латвии и Эстонии, не имеющие с 1991 г. гражданства ни одной страны, но имеющие специфический статус. С юридической точки зрения их статус специально закреплен в законе, и такие неграждане отличаются от апатридов, например, тем, что имеют паспорта. По-английски в них неграждане обозначаются как иностранцы (англ, alien), подлежат дипломатической защите Латвии за рубежом, обладают правом жить в Латвии, не запрашивая вида на жительство. Такое различие статусов позволяет этим государствам обосновывать мнение, что наличие категории неграждан не является нарушением Конвенции ООН о сокращении числа лиц без гражданства 1961 г. Между тем такой «особый правовой статус» неграждан сомнителен с точки зрения международного права.
Способы приобретения гражданства
Основным и наиболее реальным способом приобретения гражданства является филиация , т.е. приобретение гражданства с рождением. Гражданство по факту рождения определяется двумя принципами – «по праву крови» и «по праву земли». Исторически первым был применен принцип «по праву крови» в эпоху феодализма. Принцип «по праву земли» начал доминировать в Европе с конца XVII в. Принцип «по праву крови» снова приобрел широкое применение после его закрепления во французском Гражданском кодексе 1804 г. (Кодекс Наполеона).
Принцип «по праву крови» признает гражданином любое лицо, родители которого являются гражданами этого государства (в некоторых странах достаточно, чтобы один из родителей имел соответствующее гражданство). В таком случае не имеет значения, на территории какой страны родилась эта личность. Согласно же принципу «но праву земли» гражданство в данной стране дается любому лицу, которое родилось на ее территории, независимо от гражданства родителей.
Приведем несколько примеров. В ч. 1 ст. 8 Конституции Эстонии сказано: «Каждый ребенок, один из родителей которого является гражданином Эстонии, имеет право на гражданство Эстонии с рождения». В данном случае отдастся предпочтение принципу «по праву крови». Приобретение гражданства по этому принципу характерно для Италии, Франции, ФРГ и большинства других стран Европы. И наоборот, в законодательстве стран Латинской Америки доминирует принцип «по праву земли» (Аргентина, Боливия, Гватемала и др.).
Но современное законодательство о гражданстве большинства стран построено на единении обоих принципов. «Право земли» сохраняет доминирующее или равноценное «праву крови» значение в латиноамериканских странах, а также в государствах, право которых исторически произошло от английской правовой системы. В качестве примера можно привести часть «А» ст. 30 Конституции Мексики, согласно которой мексиканцами с рождения являются: 1) дети, которые родились на территории республики, какой бы национальности ни были их родители; 2) дети, которые родились за границей от родителей- мексиканцев, от отца-мексиканца или от матери-мексиканки; 3) дети, которые родились на мексиканском военном или торговом корабле или в самолете. Или такой пример. Согласно ст. 7, 8 Федерального закона Австрии 1965 г. о гражданстве дети, которые родились в браке, приобретают гражданство этого государства, если хотя бы один из родителей является австрийским гражданином, а внебрачные дети – если такое гражданство есть у матери. Австрийскими гражданами, пока не доказано обратное, являются дети, найденные на территории республики в возрасте меньше шести месяцев. Таким образом, здесь доминирует «право крови», а «право земли» дополняет его только в одном конкретном случае.
Законодательство о гражданстве отдельных государств также имеет свою специфику. В США, например, согласно 14-й поправке к Конституции филиация происходит по принципу «по праву земли». Со времени принятия Закона о гражданстве 1855 г. допускается возможность приобретения гражданства на основании «права крови»: американскими гражданами являются лица, которые родилась за границей у родителей – граждан США.
Другим наиболее распространенным методом приобретения гражданства является так называемое укоренение, или приобретение гражданства в порядке натурализации. Натурализация – это придание органами власти конкретного государства гражданства личности (иностранцу) по заявлению. Она совершается, как правило, па основании свободного волеизъявления заинтересованной личности и влечет за собой потерю гражданства, полученного по рождению. Лица, которые приобретают гражданство путем натурализации, как правило, пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и другие граждане. Но в некоторых странах ограничиваются их политические права. Например, в соответствии с разд. 1 ст. 3 Конституции США президентом этой страны может быть только человек, являющийся гражданином США с рождения.
Натурализация имеет два основных вида: индивидуальная натурализация и натурализация вследствие правопреемства государств. Последняя особенно актуальна для освободившихся стран и для бывших республик СССР. Как правило, для натурализации требуется достижение совершеннолетия; письменное заявление, знание государственного языка; ценз укоренения – минимальный срок проживания в государстве (обычным является пятилетний срок, в Алжире он составляет 7 лет, в Бельгии и Испании – 10, в Бразилии – 30); отсутствие определенных болезней (психических и СПИДа), наличие средств к существованию; уважение законов; «политическая лояльность». В США, например, исключена возможность натурализации для лиц, которые придерживаются левых взглядов, и для атеистов. Законодательство Латвии кроме досконального знания латвийского языка требует знания истории государства XX в., наличия предков, которые проживали в Латвии в этот же период, доказательства хорошего здоровья и отсутствия психических заболеваний, а также СПИДа. Кроме того, лицо не должно состоять на учете в Интерполе и принадлежать к какой-либо партии, которая борется за силовое свержение конституционного строя.
Кроме названных, в некоторых странах выделяют и другие условия, которые ограничивают возможности натурализации (например, наличие квалификации и профессиональной подготовки; отказ от иностранного гражданства (ФРГ); ведение добропорядочного образа жизни (Греция, Канада, Скандинавские страны); принадлежность к одной из групп, располагающихся на территории государства (Республика Чад)).
В то же время для определенных категорий граждан устанавливаются льготные условия натурализации. Теперь эмигрант, который прожил в США 20–30 лет, может быть натурализован, даже если не выдержит экзамен на знание языка. В Болгарии, Греции, Израиле, ФРГ и других странах установлена облегченная процедура натурализации для лиц коренной национальности. Для жителей Северного союза срок эмиграции в Швеции составляет от двух до пяти лет.
В различных странах процедуру натурализации осуществляют разные государственные органы. В большинстве стран это прерогатива министерства внутренних дел, но иногда эта процедура находится в компетенции суда или главы государства. В Бельгии, например, натурализация утверждается парламентом, а в США это делают суды. В некоторых случаях судьбу лица, которое хочет быть натурализованным, решают прежде всего чиновники эмиграционных служб.
Натурализация вследствие правопреемства государств возникает автоматически в результате возникновения новых суверенных государств, а не после принятия этим государством соответствующего законодательного акта.
С возникновением союзов и объединением государств возникает проблема соотношения гражданства отдельных стран – членов союзов и единого гражданского союза. Как известно, юридическое оформление параметры общеевропейского гражданства получили в ч. 2 Маастрихтского договора о создании Европейского Союза 1992 г., где сказано: «каждая личность, которая имеет национальность государства-члена, является гражданином Союза» (ст. 8.1).
Такой правовой статус дает право свободно передвигаться и проживать на территории всех государств – членов Союза, осуществлять избирательные права на муниципальных выборах той страны, где проживает лицо, на выборах в Европарламент, право на обращение с петициями к Европарламенту и с жалобами к омбудсмену Европарламента. Как видим, параметры общеевропейского гражданства не во всем сходятся с традиционным понятием гражданства как правовой связи личности с конкретным государством.
Процедуры приобретения гражданства в одних государствах основываются на праве почвы, а в других – на праве крови.
Право крови или в переводе с латыни (Jus sanguinis – право крови) – юридический термин, который закрепляет право получения гражданства государства, которое практикует право крови только лицам, имеющим расовые, языковые и этнокультурные черты титульной национальности.
Плотно закрепилось в современной правовой науке. Понятие «Jus soli» – «право почвы» (в переводе с латыни означает «право земли»). Согласно этому праву, человек приобретает гражданство того государства, на территории которого он родился. Казалось бы, все понятно, но на деле все не так просто. Право почвы получило распространение во многих европейских странах и США. Данное право является одним из определяющих элементов получения гражданства.
Право почвы – один из принципов приобретения гражданства в силу рождения; означает, что ребенок становится гражданином государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства своих родителей .
Зародилось в средневековой Европе. Ранее оно появиться не могло, так как в римском праве было заявлено право крови, которое не допускало иных понятий.
В Средние века рождение на территории, подвластной конкретному суверену, приводило к установлению правовой связи подданства. Отсюда и возникло «право почвы», которое доминировало в Европе до конца XVIII в.
Принцип получил распространение в государствах со значительными процессами смешения различных групп населения, заселявшего ту или иную территорию (например, Франция с её романо-кельтско-германским населением). «Право крови» снова приобрело значение после его закрепления во Французском Гражданском кодексе 1804 года (Кодекс Наполеона).
В настоящее время право почвы применяется в следующих странах
- Канада,
- государства Латинской Америки
- некоторые страны Европы
Другими словами, в этих государствах гражданами признаются лица, родившиеся на территории страны. Исключения касаются детей иностранцев, находящихся на государственной службе своих государств или работающих в международных организациях.
Особенности применения права почвы отражено на рисунке. Мы видим, как оно применяется в Соединённых Штатах Америки.
Гражданство США по праву почвы
Во Франции действует как право крови, так и право почвы. Отдельно следует выделить тот факт, что получение гражданства по праву почвы сложнее, чем получение гражданства по праву крови. По праву почвы во Франции на гражданство претендовать может лицо, которое отвечает целому ряду требований:
- человек должен проживать во Франции минимум пять лет до подачи документов на гражданство,
- иметь стабильную работу,
- постоянное место жительства.
Однако далеко не все страны устраивает право почвы. Ряд государств полностью отказались от него. Так Индия отменила право почвы из-за большой численности населения. Отмена произошла 3 декабря 2004 как реакция на незаконную иммиграцию из соседнего Бангладеша. Следует отметить, что само право почвы стало ослабляться в Индии, начиная с 1987года.
Принцип почвы относится к одному из двух основных принципов приобретения гражданства, наряду с принципом крови. Он основывается на идее тесной связи между человеком и территорией, на которой он родился или проживает.
Суть принципа почвы заключается в том, что ребенок, рожденный на определенной территории, автоматически получает гражданство этой страны. Это означает, что гражданство определяется местом рождения, а не национальностью родителей.
Принцип почвы широко распространен и используется многими странами в мире. Он основывается на идее равенства перед законом всех граждан, независимо от их происхождения. Этот принцип является гуманитарным, так как обеспечивает защиту прав человека и предотвращает дискриминацию на основе национальности.
Принцип почвы имеет несколько важных преимуществ. Во-первых, он обеспечивает гражданские права и свободы всем, кто находится на территории страны. Во-вторых, он способствует стабильности и социальной интеграции, поскольку дети, рожденные на территории, взрослеют со своими соотечественниками и разделяют общие ценности и культуру.
Однако есть и некоторые аргументы против принципа почвы. Некоторые считают, что он может привести к злоупотреблениям и неправильному использованию системы приобретения гражданства. Также существуют опасения по поводу нежелательных последствий, связанных с массовой иммиграцией и угрозой национальной безопасности.
В целом, принцип почвы является одним из важных факторов, определяющих гражданство. Он играет важную роль в международном праве и иммиграционной политике многих стран. Принцип почвы поддерживает идеи равенства и справедливости, но также вызывает дебаты и споры насчет своей эффективности и целесообразности.
Двойное гражданство и лица без гражданства
Российская Федерация, по общему правилу, не признает двойного гражданства. Это означает, что лицо, имеющее гражданство Российской Федерации и иностранного государства, не вправе ссылаться на наличие иного гражданства при исполнении обязанностей гражданина Российской Федерации. Между тем существует специальный термин — второе гражданство (либо «иное гражданство»), который описывает такую ситуацию. Второе гражданство и двойное гражданство — разные по юридическому смыслу понятия. Если двойное гражданство предполагает юридическое признание со стороны государства специального статуса, то второе гражданство — лишь констатация факта наличия гражданства иного государства. Потому гражданин России не вправе ссылаться на гражданство другого государства в вопросах исполнения налоговой и воинской обязанности.
Двойное гражданство в Российской Федерации допускается только при наличии международного договора с иным государством, которым предусмотрена такая возможность. Такие международные договоры были заключены Российской Федерацией с Республикой Таджикистан (1995 г.) и Туркменистаном (1993 г.). Действие последнего было прекращено в 2003 г.
Граждане Российской Федерации, обладающие иностранным гражданством, не вправе занимать ряд государственных должностей и должностей государственной службы в Российской Федерации, что стало предметом разбирательства в Конституционном суде России. Суд счел такие ограничения
допустимыми, хотя и не единогласно.
Гражданин России в течение двух месяцев со дня приобретения иностранного гражданства либо права на постоянное проживание в иностранном государстве обязан письменно уведомить об этом Федеральную миграционную службу. За неисполнение этой обязанности предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа либо обязательных работ; за несвоевременное либо некорректное сообщение — административная ответственность в виде штрафа.
Законодательство Великобритании и США признает возможность наличия двойного гражданства. Принятие иного гражданства, голосование на выборах в другом государстве не влекут прекращения британского или американского гражданства. Однако по законам США лица с двойным гражданством обязаны при въезде и выезде с территории США предъявлять исключительно паспорт гражданина США.
Помимо двойного (множественного) и второго гражданства, существует еще несколько нетипичных состояний взаимосвязи лица и государства. Так, в античной Греции существовал институт «изополитейя», когда два государства придавали своим гражданам такие права, так что всякий гражданин одного государства был в то же время гражданином другого. Аналогом данного института является «национальный режим», существующий, в частности, в странах Британского Содружества, в соответствии с которым граждане (подданные) государств — членов данного образования при нахождении на территории других таких стран пользуются равными правами с их гражданами (поддаными).
R международном праве существует понятие «отсутствие гражданства» (statelessness), означающее отсутствие какой-либо признаваемой юридически связи лица с государством. Такой статус может существовать де-юре, когда лицо не рассматривается как гражданин каким-либо государством; и де- факто, когда лицо проживает за пределами государства, гражданином которого являлось ранее, и при этом не желает далее находиться под защитой этого государства. Значительное число «лиц без гражданства де-юре» также являются беженцами, однако не все беженцы являются лицами без гражданства.
В 1961 г. ООН была принята Конвенция о сокращении безгражданства, вступившая в силу с 1975 г.) Данной Конвенцией были установлены стандарты получения и выхода из гражданства, направленные на уменьшение числа лиц без гражданства. Однако число стран, ратифицировавших данную Конвенцию, достаточно невелико (58 государств). В настоящее время число лиц без гражданства остается значительным в таких странах, как Алжир, Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Демократическая республика Конго, Эстония, Ирак, Индия, Кения, Кувейт, Латвия, Ливан, Малайзия, Мавритания, Мьянма, Непал, Саудовская Аравия, Сирия и Таиланд. Самая большая группа лиц без гражданства в настоящее время — жители Палестины.
В прибалтийских странах, ранее входивших в состав СССР, существует специфический статус неграждан, число которых в Латвии и Эстонии довольно велико. К ним относятся в основном жители Латвии и Эстонии, не имеющие с 1991 г. гражданства ни одной страны, но имеющие специфический статус. С юридической точки зрения их статус специально закреплен в законе, и такие неграждане отличаются от апатридов, например, тем, что имеют паспорта. По-английски в них неграждане обозначаются как иностранцы (англ, alien), подлежат дипломатической защите Латвии за рубежом, обладают правом жить в Латвии, не запрашивая вида на жительство. Такое различие статусов позволяет этим государствам обосновывать мнение, что наличие категории неграждан не является нарушением Конвенции ООН о сокращении числа лиц без гражданства 1961 г. Между тем такой «особый правовой статус» неграждан сомнителен с точки зрения международного права.
Необходимые документы
Процедура требует подготовки пакета документации.
Документация | Пояснение |
Заявление. | Должно быть оформлено минимум в двух экземплярах. Допустимо заполнение бумаг от руки или на компьютере. В документе указываются сведения об образовании, месте осуществления трудовой деятельности и семье. |
Документ, подтверждающий наличие источника средств к существованию. | Обычно это справка о доходах. Ее можно получить, обратившись к работодателю. Однако иногда в качестве подтверждения наличия финансов может быть рассмотрен документ о вкладе. |
Подтверждение факта отказа от гражданства. | Для этого потребуется обратиться в консульство государства, подданным которого лицо ранее являлась. Потребуется подавать заявку в организацию, располагающуюся на территории РФ. |
Документация, подтверждающая факт владения русским языком. | Для этого нужно пройти соответствующее тестирование. По его результату предоставляется документация. |
Паспорт или свидетельство о рождении. | Если гражданство оформляется по праву почвы, потребуется документ советского образца или паспорт, предоставленный не позднее 1974 года. |
Заявление в обязательном порядке нужно оформить на русском языке. Допустим нотариально заверенный перевод. Список документации может отличаться. Он зависит от страны, гражданином которой являлось лицо. С некоторыми государствами заключён договор о возможности сохранения гражданства.
Как обстоят дела в других странах
Кроме уже названных двух принципов, некоторые страны практикуют гражданство по месту рождения, которое передается по наследству. Такие случаи довольно редко, но встречаются. В частности, можно говорить о такой традиции в странах Балтии. К примеру, если предок новорожденного до 1940 года был латвийским гражданином, тогда малыш может приобрести статус гражданина этой страны, даже если его родственник умер еще до его рождения.
Очень часты сегодня ситуации, когда молодые мамы выезжают за пределы своего государства в ту страну, которой они хотели бы получить для своего малыша. Не все, однако, знают, что комбинация двух принципов применяется довольно ограниченно: страны, дающие гражданство по рождению, тем более статусные, обычно руководствуются каким-то одним из них.
И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф
К примеру, стать французом может только ребенок, который до своего 18-летия прожил в стране не менее 5 лет и родился, соответственно, также на этой территории. Власти Германии также признали верховенство право почвы, но при условии, что кандидат проведет здесь от 8 лет.
А вот Италия, Испания, Ирландия, Великобритания даруют гражданство тогда, когда и сам малыш, и один из его родителей появились на свет в этом государстве. К тому же власти Британских островов требуют, чтобы в момент рождения ребенка семья проживала на территории королевства.
Какие страны дают гражданство при рождении ребенка еще? Общеизвестно, что Америка, но только тогда, когда заявитель достигнет совершеннолетнего возраста, и если родители-иностранцы не являются выходцами из враждебного Штатам государства.
Более жесткими требования можно назвать в Дании. Здесь, чтобы получить паспорт местного образца, кандидату, родившемуся на территории государства, придется прожить в стране непрерывно в течение 19 лет.
А человек, родившийcя в Испании, но проживающий в другой стране, может подать , достигнув 19 лет: то есть право почвы здесь признается, но его необходимо дополнить осознанным выбором претендента.
Принцип почвы, также известный как «jus soli», определяет гражданство по месту рождения. Согласно этому принципу, каждый человек автоматически приобретает гражданство той страны, в которой он/она родился.
Принцип почвы имеет свои основания в идеях равенства и неотъемлемых прав всех людей. Он способствует созданию равных возможностей для всех и признает каждого человека, рожденного на территории страны, как полноправного гражданина этой страны.
Принцип почвы широко используется во многих странах, особенно в странах с высокой иммиграцией. Он позволяет детям эмигрантов и беженцев получить гражданство страны, в которой они родились, что дает им доступ к социальным и экономическим преимуществам, а также гарантирует защиту их основных прав.
Однако, принцип почвы может вызывать некоторые споры и противоречия. Некоторые критики считают, что этот принцип может приводить к «гражданству по случаю» и злоупотреблениям системы. Они также указывают на необходимость более строгих правил и проверок для избежания неправомерного получения гражданства.
В целом, принцип почвы является одним из способов определения гражданства и имеет свои плюсы и минусы. В конечном итоге, выбор между принципом почвы и принципом крови зависит от культурных, исторических и политических особенностей каждой страны.