Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответ на требование об уплате налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В некоторых ситуациях требования выписываются вне проверок. Они могут касаться любого периода. Ограничение есть лишь для встречных проверок — в пределах камерального либо выездного мероприятия у делового партнера.
Встречная налоговая проверка и другие основания
Что требуют:
- При встречной проверке: бумаги по деловому партнеру, партнеру из «цепочки» по НДС. Важно, чтобы запрос исходил именно от вашей инспекции. А также нужно поручение от той ИФНС, к которой относится контрагент. Если эти условия не соблюдены, ответ можете не составлять.
- При проверке сделок: документация по сделке, в которой бизнес участвовал (по которой он владеет сведениями).
- Документы по имуществу и по обязательствам. Касается ситуаций, когда долг в бюджет превысил 1 млн руб. (исчерпывающий список документации установлен в приложении к приказу ФНС от 10.02.2020 № ЕД-7-8/85@).
Что делать, если требование составлено с нарушениями?
Незаконное требование в рамках камеральной налоговой проверки
В практике встречаются ситуации, когда требование направленное в рамках камеральной проверки какой-либо декларации направлено позже установленного срока. Напомним, у налоговиков есть три месяца с даты представления декларации, чтобы запросить пояснения. Все требования, направленные после этого срока, являются незаконными и исполнять их налогоплательщик не обязан. Может возникнуть ситуация, когда дата требования еще укладывается в трехмесячный срок, но вот дата отправки уже выходит за рамки трех месяцев. В этом случае требование также считается недействительным, и судебная практика это подтверждает. Однако отправить квитанцию о приеме этого требования нужно, иначе вам грозит блокировка счета. Потом вы будете доказывать, что рационально не подтверждать незаконное требование, при этом счет ваш будет заблокирован и это затормозит ваши расчетные операции. Лучше прием требования подтвердить и отправить в ответ мотивированный отказ в предоставлении информации в связи с истечением срока камеральной проверки. В письме укажите, что в соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится сотрудниками налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления декларации. Продление этого срока не предусмотрено, и поэтому все действия инспекции, связанные с проверкой, включая истребование пояснений и (или) документов, должны быть предприняты в рамках 3 месяцев со дня представления декларации. Требования, выставленные по истечении срока камеральной проверки, являются незаконными и не подлежат исполнению. Это подтверждается как Письмами Минфина и ФНС, так и судебной практикой (Письма Минфина от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75; ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692; п. 27 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). Рассчитайте, исходя из даты указанной в квитанции ИФНС о приеме отчета, окончание трехмесячного срока проверки, и укажите, что на основании подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, оставляете незаконное требование без исполнения.
Порядок направления налогового требования об уплате налога
Предоставление налогового требования адресату может осуществляться тремя способами:
- личная передача руководителю организации или физическому лицу, а также их уполномоченным представителям под расписку;
- направление по почте заказным письмом — в этом случае письмо считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
- передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несёт риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если не позаботится о том, чтобы получить эту корреспонденцию по месту своего нахождения (пример — постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу № А72-8864/2010).
Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:
- личная передача руководителю организации или физическому лицу, а также их уполномоченным представителям под расписку;
- направление по почте заказным письмом — в этом случае письмо считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
- передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несёт риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если не позаботится о том, чтобы получить эту корреспонденцию по месту своего нахождения (пример — постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу № А72-8864/2010).
Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:
- требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения;
- требования должны быть направлены заказной почтой по адресу, соответствующему данным налогового учёта.
Как составить ответ налоговой о предоставлении пояснений или документов?
- Отсутствие истребуемых документов. Если документы отсутствуют, об этом факте следует в обязательном порядке поставить в известность налоговую. В ответе следует указать причины отсутствия документации (пожар, истребование документов иным органоим и т.п.).
- Невозможность своевременного предоставления документов. Нужно написать в ответе дату, не позднее которой документация будет предъявлена. Просьба считать причины уважительными.
- В случае отсутствия документов по независящим от налогоплательщика факторам, то в ответе на требование налоговой о предоставлении документов указываются данные причины и прикладываются акты или другие удостоверяющие факторы, вызвавшие невозможность предоставления документации. При невозможности предъявления документации по другим причинам, к субъекту могут быть применены штрафные санкции, начаться налоговые споры.
- Запрашиваются ранее предоставленные документы. Если оригиналы бланков бухгалтерского учета были уже отправлены в налоговую и их вторичное предоставление невозможно, можно в ответе указать об этом и прикрепить копии этих документов с отметкой налоговой об изъятии. Копии должны заверяться руководством фирмы.
В какой срок нужно ответить на требование
Обычно срок ответа на требование ФНС указывается прямо в требовании, поскольку для каждого вида запросов законом установлен свой срок. Например, ответить на требование необходимо в течение:
Возникает вопрос, с какого момента отсчитывается срок ответа.
- 5 рабочих дней — если запрос связан с проведением налоговой проверки у контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
- 10 рабочих дней — если документы запрашивают при налоговой проверке (п. 3 ст. 93.1 НК РФ) или вне рамок проверки, по конкретной сделке с контрагентом (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
- Срок исполнения требования об уплате — 8 рабочих дней, если в нём не указан более длительный срок.
Когда можно в представлении документов (информации) отказать?
Наиболее часто встречающиеся формальные нарушения, влекущие недействительность требования:
-
К требованию не приложено поручение;
-
Требование составлено неуполномоченным лицом, например, должностным лицом инспекции, в которой вы не состоите на учете;
-
Требование (поручение) составлено не по форме, предусмотренной Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных налоговыми органами при реализации своих полномочий…». Речь идет о ситуации, когда вместо требования налогоплательщику направляется «информационное письмо» или иной, не предусмотренный НК РФ запрос. Посредством таких запросов налоговые органы пытаются получить информацию за рамками сроков проверки или информацию, запрашивать которую формально не могут. Идти навстречу инспектору или нет в такой ситуации — сугубо право налогоплательщика.
-
Требование выставлено после окончания налоговой проверки.
-
Документы и информация представлялись в инспекцию ранее.
-
Запрошенные документы и информация не относятся к проверяемому периоду или к предмету проверки.
Важно! Если требование выставлено во время проверки, но получено налогоплательщиком после ее окончания, такое требование признается законным.
Когда направляется требование об уплате налога инспекцией?
Согласно нормам Налогового кодекса, требование об уплате налога направляется в случаях, если при проведении камеральной проверки налогоплательщика было выяснено, что за отчетный период есть недоплаты по налоговым платежам. Однако не всегда это следствие реальных нарушений или недочетов со стороны компании, причины появления расхождений могут быть разными:
- автоматизированное ПО, которое проводит первичный анализ налоговой отчетности, дало сбой – некоторые отделения ФНС внедряют автоматическую проверку деклараций, и далеко не всегда этот метод работает надёжно и без сбоев. Конечно, сотрудники налоговой инспекции в случае выявления расхождений должны проводить дополнительный анализ вручную, но это делается не всегда, и в некоторых ситуациях на основании ошибочного отчета может быть сформировано и направлено налогоплательщику требование уплатить налог;
- ошибся кто-то из работников налоговой – очень распространенная ситуация, ведь в ФНС работают такие же люди, как и везде, и им свойственны ошибки. Причины их могут быть различными: использован неверный код бюджетной классификации, не учтены налоговые льготы или вычеты, неправильно применены налоговые ставки и т. д., или же это может быть обычная механическая ошибка. Если неточности не выявлены сразу, на их основании требование об уплате налога направляется в компанию, хотя оно не имеет под собой реального обоснования;
- налоги были уплачены по другим реквизитам – если компания перешла в юрисдикцию данного отделения ФНС не с начала отчетного периода, часть налогов могла быть уплачена в другом отделении по реквизитам, которые отличаются от текущих. Очевидно, что текущее отделение налоговой может ничего не знать об этих платежах и вполне логично решит, что часть налоговых платежей не была внесена в бюджет. Соответственно, разница будет отображена в требованиях об уплате налогов;
- ошибки со стороны компании – ошибаться могут все стороны, а не только налоговая инспекция. Нередки ситуации, когда неточности в декларациях допускают налогоплательщики, и в этом случае действительно обнаруживаются недоплаты по налогам. В таких ситуациях, при выявлении расхождений также формируется требование уплатить разницу, и в данном случае оно полностью обосновано.
Как видно, хотя первопричина подготовки и направления требований об уплате налогов всегда одна – расхождения в налоговой отчетности, которые выявляются при камеральной проверке, далеко не всегда они напрямую коррелируют с налоговыми нарушениями со стороны компании, которая проверяется, зачастую виноваты объективные факторы или ошибки налоговиков. Потому, получив требование от ФНС, не нужно сразу спешить его оплачивать, вначале нужно разобраться, насколько оно обосновано, и при необходимости оспорить.
Готовые ответы на запросы налоговой инспекции
Уважаемая налоговая инспекция!
В ответ на ваш запрос, полученный от [дата получения запроса], мы предоставляем следующую информацию:
-
По вопросу [указать вопрос], мы подтверждаем, что [привести подробное объяснение или предоставить необходимые документы и расчеты].
-
Относительно требования предоставить [указать требуемую информацию], уведомляем, что [предоставляем запрашиваемую информацию в соответствии с требованиями].
-
По поводу запроса о предоставлении [указать требуемую информацию], сообщаем, что [объяснение и/или предоставление документов и расчетов в соответствии со стандартными требованиями].
Дополнительно, хотим обратить ваше внимание на следующую информацию:
- Учетная политика нашей организации соответствует требованиям законодательства и отчетности.
- Наши документы и расчеты подтверждаются соответствующими подписями и печатями.
- Мы готовы предоставить дополнительную информацию или провести личные встречи для разъяснения вопросов, возникших в ходе проверки или аудита.
Как написать пояснение на запрос от ФНС
Все сроки и правила, как написать письмо в налоговую в ответ на требование об уплате налога, прописаны в НК РФ. После завершения камеральной проверки периодической или итоговой отчетности инспектор направляет в учреждение письмо в бумажном или электронном виде о выявленных расхождениях, подлежащих уточнению, разъяснению или корректировке.
Организация должна сформировать и передать пояснительный материал в течение пяти рабочих дней с момента получения запроса из ИФНС (п. 3 ст. 88 НК РФ). Письмо составляется в произвольной форме. Если налогоплательщик готовит ответ на запрос по факту камеральной налоговой проверки, то ему надлежит использовать образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений.
Ответ подают через систему электронного документооборота с обязательным использованием ЭЦП, по электронной почте, курьером либо непосредственно в инспекцию (письмо зарегистрируют в канцелярии). В доказательство своей позиции налогоплательщик формирует пакет документов со всеми необходимыми приложениями, заверенными и подписанными руководителем.
Если специалист уверен, что в поданной отчетности неточностей и расхождений нет, то по инструкции, как правильно ответить на требование ИФНС о предоставлении пояснений, в ответе необходимо указать, что в декларации или отчете за указанный период ошибок не содержится. Если ошибки все же были допущены, налогоплательщик предоставит корректировку декларации, уточняющую поданные сведения (п. 1 ст. 81 НК РФ).
При обнаружении технических помарок или неточностей, не влияющих на налогооблагаемую базу и величину исчисленного налога, в разъяснительном материале опишите сложившуюся ситуацию, отметив при этом, что верный вариант предоставлен в ответе на запрос либо в уточненной декларации.
Как написать пояснение на запрос от ФНС
Все сроки и правила, как написать письмо в налоговую в ответ на требование об уплате налога, прописаны в НК РФ. После завершения камеральной проверки периодической или итоговой отчетности инспектор направляет в учреждение письмо в бумажном или электронном виде о выявленных расхождениях, подлежащих уточнению, разъяснению или корректировке.
Организация должна сформировать и передать пояснительный материал в течение пяти рабочих дней с момента получения запроса из ИФНС (п. 3 ст. 88 НК РФ). Письмо составляется в произвольной форме. Если налогоплательщик готовит ответ на запрос по факту камеральной налоговой проверки, то ему надлежит использовать образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений.
Ответ подают через систему электронного документооборота с обязательным использованием ЭЦП, по электронной почте, курьером либо непосредственно в инспекцию (письмо зарегистрируют в канцелярии). В доказательство своей позиции налогоплательщик формирует пакет документов со всеми необходимыми приложениями, заверенными и подписанными руководителем.
Если специалист уверен, что в поданной отчетности неточностей и расхождений нет , то по инструкции, как правильно ответить на требование ИФНС о предоставлении пояснений, в ответе необходимо указать, что в декларации или отчете за указанный период ошибок не содержится. Е сли ошибки все же были допущены, налогоплательщик предоставит корректировку декларации, уточняющую поданные сведения (п. 1 ст. 81 НК РФ).
При обнаружении технических помарок или неточностей, не влияющих на налогооблагаемую базу и величину исчисленного налога, в разъяснительном материале опишите сложившуюся ситуацию, отметив при этом, что верный вариант предоставлен в ответе на запрос либо в уточненной декларации.
Требование по уплате налогов: сроки и способы отправки документа
Сроки рассылки требования регулируются ст. 70 НК РФ и зависят от условий, при которых обнаружена задолженность.
- После проверки — если налоговики выявили недоимку по результатам проверки. Они принимают решение взыскать недоимку и в течение 20 дней высылают требование.
- Без проверки — если инспекция нашла недоимку без проверок. Требование высылают не позднее трех месяцев со дня выявления задолженности. Если сумма задолженности менее 500 рублей, то не позднее одного года со дня ее обнаружения.
Важно! С 1 апреля 2022 года меняется срок, в течение которого направляется требование по уплате налогов. Налоговики будут отсылать документ не позднее трех месяцев со дня обнаружения недоимки, если ее сумма больше 3000 рублей. Если меньше — не позднее года.
Способ отправки. Налоговая инспекция может доставить требование двумя способами. Первый — распечатать на бумаге и вручить лично директору или отправить заказным письмом по юридическому адресу. Второй — направить в электронной формой по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Перечислим условия и сроки, когда требование считается полученным (ст. 69 НК РФ):
- Налогоплательщик получил его лично под расписку — в день получения.
- Требование направили по почте заказным письмом — в течение шести рабочих дней с даты отправки письма. Если вы получили письмо раньше — срок исполнения считается с даты фактического получения.
- Электронный документ передали по ТКС — дата, указанная в квитанции о приеме. Организация или ИП обязаны отправить уведомление, что документ получен.
- Электронное требование разместили в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС — на следующий день после его размещения.
Обычному гражданину и ИП требование высылается по адресу, указанному в паспорте. Если после отправки сумма долга изменилась, налоговики пришлют уточненное требование.
Идентификатор платежа (УИП)
Также особое внимание надо проявлять к полю 22 – «Уникальный идентификатор платежа» (УИП). Это состоит из 20 или 25 знаков. По общему правилу УИП нужно отражать в платёжке только в том случае, если он установлен получателем средств. Кроме того, последний должен довести его значение до плательщика (п. 1.1 указания ЦБ РФ от 15.07.2013 № 3025-У).
При перечислении сумм текущих налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных плательщиком самостоятельно, дополнительная идентификация таких платежей не нужна. В этом случае идентификаторами служат КБК, ИНН, КПП и другие реквизиты платежных поручений. В поле 22 «Код» достаточно указать «0». При этом банк:
- не может отказать в исполнении такого поручения;
- не вправе требовать заполнения поля «Код», если указан ИНН плательщика (письмо ФНС от 08.04.2016 № ЗН-4-1/6133).
В то же время заполнение платежного поручения по требованию ИФНС за 2022 год обязывает перенести в платёжку значение УИП, которое должно быть указано в выставленном требовании.
В остальном заполнение полей платежного поручения по требованию ИФНС не имеет принципиальных особенностей.
Как обжаловать требование об уплате налога
Налоговая проверка бывает двух видов (ст. 87 НК РФ):
Камеральная – проводится по месту нахождения налогового органа в связи со сдачей индивидуальным предпринимателем налоговой декларации по какому-либо налогу. Отметим, что такие проверки осуществляются регулярно и продолжительность их составляет 3 месяца со дня подачи декларации.
Если результат камеральной проверки положительный и налоговый инспектор не обнаружил в декларации и представленных документах ошибок, то проверка считается законченной. В этом случае налоговый инспектор не составляет никаких документов, а просто заносит данные из декларации в электронную базу инспекции.
Если же при проведении камеральной проверки выявлены нарушения, которые индивидуальный предприниматель не смог исправить в процессе проведения проверки, предоставив объяснения и дополнительные документы, то по ее результатам составляется итоговый документ, фиксирующий такие нарушения, – акт камеральной проверки. Пункт 1 статьи 100 НК РФ обязывает налогового инспектора оформить такой акт в течение 10-ти дней.
Следует отметить, что обязанность по составлению и рассмотрению актов по результатам камеральных проверок введена с 1 января 2007 г.
Выездная – проводится по месту нахождения налогоплательщика. Такая проверка не может осуществляться чаще одного раза в год по одному налогу за один и тот же период и более двух раз за календарный год вообще.
При проведении выездной налоговой проверки акт составляется в обязательном порядке в любом случае. Составлению акта выездной налоговой проверки предшествует составление справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). А на саму подготовку акта по результатам выездной налоговой проверки налоговым инспекторам отводятся два месяца со дня проведения выездной проверки и составления справки.
Акт, составляемый по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, является документом, на основании которого впоследствии выносится решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности.
После составления акт вручается предпринимателю под расписку. Не стоит уклоняться от получения такого акта. Налоговая инспекция вправе внести факт уклонения от получения непосредственно в сам акт. В этом случае акт будет направлен предпринимателю по почте заказным письмом и будет считаться врученным на шестой день с даты отправки. В случае последующего разбирательства факт уклонения от получения акта может косвенно повлиять на отношение судьи и сформировать негативное отношение к предпринимателю.
Если по результатам проверки предпринимателя не составлен акт, то считается, что проверка состоялась, но нарушений налогового законодательства в ходе проверки не обнаружено. Решение о привлечении предпринимателя к ответственности без составления акта о выявленных нарушениях налогового законодательства является незаконным. Так определено в пункте 17 совместного постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. I Налогового кодекса РФ» (далее – Постановление).
Из Постановления можно сделать вывод о том, что акт необходим как документ, являющийся основанием для осуществления налоговиками дальнейшей процедуры привлечения предпринимателя к ответственности и дальнейшего применения механизмов принудительного взыскания налогов и, как следствие, – наложения штрафов за их неуплату. Подтверждение данного вывода мы найдем в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2006 г. по делу № Ф08-1583/2006-652А, ФАС Северо-Западного округа от 25 августа 2006 г. по делу № А56-53796/2005, ФАС Центрального округа от 20 марта 2006 г. по делу № А09-3956/05-22.
Если в акте о произведенной проверке предприниматель не обнаружил фактов совершенных им налоговых правонарушений (то есть отсутствуют разъяснения, по каким сделкам и на каком основании налоговый орган не принимает к вычету налог на добавленную стоимость или не признает расходы по НДФЛ) и/или отсутствуют документальные подтверждения таких фактов, то такой акт и решение, вынесенное на основании этого акта, будут признаны судом недействительными (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 мая 2004 г. по делу № Ф08-2218/2004-861А). Акт налоговой проверки в обязательном порядке должен содержать факты о совершении налогового правонарушения, которые должны быть подтверждены налоговыми инспекторами документально (п. 2 ст. 100 НК РФ).
Следовательно, правильное составление акта, полное отражение в нем выявленных нарушений, направление акта, последующие изучение и составление возражений на него предпринимателем являются элементом досудебного рассмотрения возможного спора по итогам налоговой проверки и служат гарантией соблюдения прав предпринимателя.
При несогласии с доводами, изложенными в акте, предпринимателю следует написать возражения на акт налоговой проверки в течение 15-ти дней с момента его получения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Форма возражений на акт является произвольной.
Материалы налоговой проверки рассматриваются при участии индивидуального предпринимателя или его представителя. О времени и месте рассмотрения предпринимателя извещают отдельно.
По результатам рассмотрения материалов, в случае нарушения норм налогового законодательства, руководитель налоговой инспекции (или его заместитель) выносит решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершенное налоговое правонарушение (подп.1 п. 7 ст. 101 НК РФ). Решение оформляется в течение 10-ти дней с момента окончания течения срока, предоставленного для составления возражения по акту налоговой проверки (напомним, этот срок равен 15 дням).
При составлении решения по результатам проверки налоговый орган руководствуется пунктом 8 статьи 101 НК РФ.
Фрагмент документа
Пункт 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. |
Обжалование рещения ИФНС о взыскании пеней
Все, что касается деятельности фирмы по части документов, финансов, бухгалтерии и налогов можно и нужно обжаловать в случае несогласия.
Но есть некоторые моменты, против которых подавать возражение в налоговую нецелесообразно. Это:
- сроки проведения процедуры проверки (даты начала и окончания),
- неточности в оформлении протокола,
- небольшие процессуальные нарушения.
Все эти незначительные мелочи на данном этапе стоит оставить без внимания, сосредоточившись на сути претензии. Здесь пометка «на данном этапе» означает, что их следует приберечь для суда, где в случае чего можно будет постараться дискредитировать акт (т.е. признать его незаконным).
Кроме того, следует иметь ввиду, что составленное по всем правилам, с приложением всех необходимых бумаг, возражение на предмет именно процедуры проведения проверки вполне может привести к дополнительным контрольным мероприятиям со стороны налоговиков. А их результаты, в свою очередь, запросто могут выявить более серьезные ошибки и нарушения в деятельности предприятия.
Перед тем как «затевать дискуссию» с налоговой, желательно запастись стопроцентной аргументацией и комплектом убедительных документов, удостоверяющих правоту организации, которые нужно присовокупить к возражению. Для этого необходимо самым тщательнейшим образом изучить акт налоговой проверки, и все выявленные спорные пункты несколько раз перепроверить.
Если в момент написания акта налоговой проверки у компании по каким-то причинам не хватало некоторых документов, но она в кратчайшие сроки успела восстановить их или смогла исправить небольшие неточности в имеющихся бумагах, в возражении это надо обязательно отразить.
Это позволит снизить размер доначисленного налога, если таковой был назначен, а также избежать всевозможных штрафов и пени.
Все свои доводы нужно тщательно и подробно пояснять, указывая обстоятельства, приведшие к тому или иному недочету и ссылаясь на законодательство РФ в сфере налогов, гражданского права, судебную практику и нормативно-правовые акты компании.
С грамотно обоснованными аргументами налоговикам спорить будет трудно, к тому же они, в случае чего, станут доказательной базой при обращении компании в суд (если, конечно, до этого дойдет дело). Здесь же необходимо отметить и то, что в суде можно будет поднимать только те пункты акта налоговой проверки, которые ранее были обжалованы в вышестоящей налоговой инспекции.
На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.
При этом желательно учитывать некоторые нормы делопроизводства и правила написания деловой документации. В частности в возражении следует обязательно указать:
- адресата, т.е. наименование, номер и адрес именно той налоговой службы, в которую отправляется возражение,
- сведения об отправителе (название компании и адрес),
- номер возражения и дату его составления.
В основной части следует обозначить
- акт, в отношении которого составляется возражение,
- подробнейшим образом описать суть претензии, с внесением всех наличествующих доводов и аргументов.
В документе обязательно нужно сослаться на законы, которые подтверждают правоту составителя возражения и указать все прикладываемые к нему дополнительные бумаги (отметив их как отдельное приложение).
Ни ФНС в своих актах, ни закон никак не регламентируют оформление возражения. То есть его можно писать от руки или печать на компьютере на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке компании.
Неукоснительно важно соблюсти лишь одно условие: возражение должно быть подписано руководителем предприятия или уполномоченным на создание подобного рода документов сотрудника. Если бланк визирует доверенное лицо, в нем необходимо также указать номер и дату составления доверенности.
Требование о документах, которые должны быть представлены
Требование инспектора о предоставлении каких-либо документов может включать в себя:
- Предоставление на бумаге документов. В данном случае налогоплательщик должен сделать копии с оригиналов и заверить их своей подписью и печатью организации;
- Предоставление электронный документов. В данном случае документы должны быть представлены в виде скан-копий и отправлены в инспекцию по каналам телекоммуникационной связи с подписанием их усиленной ЭЦП.
В какой срок нужно предоставить документы указано в таблице.
Налогоплательщик |
Срок |
Общий порядок |
10 дней |
Консолидированная группа налогоплательщиков |
20 дней |
Иностранная организация, стоящая на учете в РФ |
30 дней |