Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учитель без педагогического образования закон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.
Что нужно чтобы стать педагогом?
Квалификационные требования и профстандарты — В Едином квалификационном справочнике должностей (ЕКСД) указано следующее требование к должностям учителя и преподавателя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
- При этом требования к стажу работы не предъявляются.
- Это означает, что даже лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, по рекомендации аттестационной комиссии школы могут быть назначены на соответствующие должности.
- Например, если человек окончил вуз и получил степень бакалавра по химии, а затем работал на химкомбинате, он может спокойно работать в школе учителем химии.
Люди, желающие преподавать, могут пойти разными путями, чтобы достичь цели. Вот некоторые распространенные шаги:
- Получение педагогического образования. Если к моменту поступления человек уже знает, что он хочет стать учителем, то получить степень бакалавра вполне реально. Требования степени бакалавра варьируются от региона и школы. Например, в средних школах предпочитают, чтобы их учителя имели диплом конкретной предметной области, а не общего образования.
- Получение лицензии на преподавательскую деятельность. Вместо получения педагогического образования можно пройти сертификацию или получить лицензию, позволяющую преподавать. Сертификация включает курсы, тренинги, практику. Но такие сертификаты должны подтверждаются раз в 3 года.
- Специализированные программы. Некоторые области, такие как искусство, спорт или техническое образование, могут предлагать специализированные программы, помогающие стать учителем по этим предметам.
Что нужно знать о профессиональной переподготовке
Профессиональная переподготовка — самый короткий путь к работе в школе. Минимальное время освоения учебного курса составляет 250 академчасов. Если заниматься 5 дней в неделю по 6 часов, можно освоить программу за 2-2,5 месяца.
На практике же такое краткосрочное обучение подойдет только педагогически одаренным людям, а также тем, у кого уже есть минимальный опыт или подготовка. Например, если человек уже преподает без педагогического образования. Остальным лучше выбирать курсы объемом не менее 500 часов. Есть и более углубленные программы, на освоение которых может потребоваться до 2 лет.
Профпереподготовку проводят государственные и частные учебные заведения, а также специализированные образовательные организации ДПО. Главное, на что нужно обратить внимание при подборе места обучения — это наличие лицензии, дающей право преподавать.
Как правило, начать учиться можно сразу же после приема документов и зачисления. Вступительные испытания проходить не надо. Хотя в некоторых местах все же придется пройти собеседование.
В большинстве учебных заведений есть возможность выбрать любую, удобную слушателю, форму обучения:
- очную;
- заочную;
- смешанную — очно-заочную;
- дистанционную.
Последняя наиболее удобна для взрослых работающих людей. Слушатель сам определяет удобное для себя время и место занятий.
Обучение заканчивается итоговой аттестацией, форма которой определяется на усмотрение учебного заведения. Проверка полученных знаний может проходить в виде экзамена, зачета, теста, собеседования или другим способом. Образовательное учреждение вправе провести один комплексный экзамен или отдельные испытания по каждой пройденной дисциплине.
Слушатели, успешно сдавшие все положенные экзамены, получают диплом о профессиональной переподготовке. Независимо от статуса и организационной формы учебного заведения этот документ должен быть установленного образца, а не государственного. Это означает, что внешнее оформление дипломов разных учреждений может значительно различаться.
Требования к педагогу
К профессиональным требованиям, предъявляемым работодателем педагогу, относятся:
- ведение преподавательской деятельности;
- соблюдение правил безопасности (контроль над учащимися на уроках и переменах, умение действовать в чрезвычайных ситуациях);
- соблюдение государственного образовательного стандарта (равномерное распределение учебной нагрузки, использование разнообразных приемов, методов и средств обучения и пр.);
- подготовка учебной документации (отчеты, календарные планы, заполнение классного журнала и пр.);
- развитие творческих способностей учащихся, ведение трудовой и воспитательной деятельности и т.д.
Таким образом, работа педагога предполагает выполнение множества обязанностей. Преподаватель должен грамотно вести свою деятельность, соблюдать прописанные в трудовом договоре требования.
Педагог должен любить то, чем он занимается, быть открытым к получению новых знаний, к общению с учениками, их родителями и коллегами.
Требования к здоровью
При приеме на работу преподаватель должен пройти медицинский осмотр и выдать медицинскую справку.
Какие заболевания нельзя лечить в образовательных организациях:
- хронические и длительно протекающие психические расстройства с выраженными, стойкими или часто усиливающимися болевыми проявлениями, особенно эпилепсия;
- открытая форма туберкулеза и сифилиса в инфекционном периоде;
- вирус иммунодефицита человека (ВИЧ);
- вирусная лихорадка, передаваемая членистоногими, и вирусная геморрагическая лихорадка;
- гельминтозы;
- гепатит В и С;
- и другие острые и хронические заболевания, опасные для окружающих.
При этом педагог должен раз в год проходить диспансеризацию, включающую посещение психиатра и нарколога.
Как получить педагогическое образование
Формально обойтись без педагогического образования можно тем, у кого есть диплом по профилю преподаваемого предмета. Фактически же работать с детьми без специальной подготовки сложно. Педагогические способности есть далеко не у каждого человека, и профильное обучение ни для кого не будет лишним.
Для тех, кто хочет преподавать в школе, есть несколько вариантов получения педагогического образования.
- Обучение в педагогическом колледже или техникуме.
- Обучение в педагогическом ВУЗе или на педагогическом факультете по программе бакалавриата.
- Получение второго высшего по программе магистратуры или специалитета.
- Прохождение профессиональной переподготовки.
На очное обучение в ССУЗе или на бакалавриате в ВУЗе уйдет 4 года. Но взрослый человек, решивший сменить сферу деятельности, скорее всего пойдет учиться заочно или дистанционно. В этом случае потребуется 5 лет.
Обучение в магистратуре займет 2 года. После бакалавриата человек имеет право на бесплатное обучение, в том числе и по другой специальности. Желательно, чтобы они хотя бы косвенно были связаны. Например, в магистратуру педагогического направления можно пойти с дипломом бакалавра по психологии. Нужно учесть, что не все ВУЗы принимают на магистерские программы бакалавров других специальностей. Также потребуется сдать комплексный экзамен по направлению магистратуры.
Магистратура после специалитета считается вторым высшим образованием и поэтому возможна только на платной основе. Стать педагогом с дипломом магистра можно за 2 года. Чтобы получить квалификацию специалиста, потребуется от 2,5 до 4 лет. В первую очередь это зависит от того, сколько предметов совпадет с программой предыдущего обучения, и перезачтут ли их.
Как стать педагогом? Варианты
Designed by gpointstudio/Freepik
У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.
Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.
Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации.
Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.
С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.
Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.
Если вы всерьез решили получить второе высшее образование и стать «полноценным» педагогом, вам следует изучить программы педагогических вузов Петербурга. На сегодня профессиональных педагогов выпускают следующие вузы города:
- Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
- Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина,
- Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта,
- Институт специальной педагогики и психологии,
- Русская христианская гуманитарная академия.
Помимо прочего, можно получить среднее профессиональное педагогическое образование в одном из колледжей Санкт-Петербурга.
Какое образование должно быть у педагогического работника?
В силу требований образовательного закона педагог может работать только в том случае, если у него есть образование, отраженное в профессиональном стандарте (ст. 46).
Минтруд утвердил профстандарт для педагогов, в том числе, и для воспитателей дошкольных организаций (приказ от 18.10.2013 года №544н). Для воспитателей предусмотрены следующие требования к образованию:
- высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки»;
- ЛИБО высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Можно ли преподавать в школе без педагогического образования
Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Минпросвещения № ТС-817/08 от 28.03.2019 года. В документе сказано, что при предъявлении требований к образованию школьного учителя нужно руководствоваться профессиональным стандартом. В нем указаны виды и уровни образования, необходимые для преподавания в школе.
Среднее профессиональное образование | Высшее образование |
Педагогическое | Педагогическое |
В сфере преподаваемого предмета | В сфере преподаваемого предмета |
Любая специальность + педагогическое ДПО | Любая специальность + педагогическое ДПО |
Возможно ли устроиться на работу учителем без педагогического образования?
В настоящее время многие люди задаются вопросом, как устроиться на работу учителем без педагогического образования. Если у вас нет педагогического образования, то не отчаивайтесь! Существуют различные варианты переподготовки для педагогов.
Если вы хотите стать учителем, то вам стоит пройти курсы переподготовки. Многие школы, в которых не обязательно иметь педагогическое образование, возьмут на работу людей без опыта работы в школе.
Требования для устройства на работу учителем, как правило, включают образование и опыт работы в данной области. Но это не значит, что вы не можете устроиться на работу учителем без опыта работы и педагогического образования.
Курсы переподготовки для учителей помогают получить профессиональные знания и навыки. Вы можете найти подходящие курсы в вашем регионе и пройти обучение в учебных заведениях. Обучение на таких курсах может быть легко доступным, даже для тех, кто раньше не имел педагогического образования.
Обязательно ли иметь педагогическое образование для работы педагогом? Нет, это не обязательно. Главное требование – наличие профессиональной подготовки для преподавания и знание предмета, который вы будете преподавать.
Если вы интересуетесь работой в школе, то вам нужно знать, как проходит переподготовка педагогов. На курсах переподготовки учителей они проходят обучение по различным направлениям: методика преподавания, педагогика, психология, права и обязанности педагога.
Если вы готовы работать учителем, то вы можете найти возможности для профпереподготовки и получения профессиональных знаний. Удачи вам в поиске работы!
Сколько учителей имеют диплом?
По статистическим данным 2002 года, в городских школах Российской Федерации 60,3 % учителей 1–4-х классов имели высшее образование, а в 5–12-х (11-х) классах — 94,1 %. В сельских школах процент педагогов с дипломами соответственно составлял 41,9 % и 87,8 %.
По данным статистики, больше всего российские школы нуждаются в учителях математики (44 % школ), на втором месте по дефицитным специальностям находятся преподаватели иностранного языка (38 % школ), а также русского языка и литературы (30 % школ). Кроме того, в 26 % образовательных учреждений РФ отсутствуют педагоги начального образования, в 21 % – преподаватели физики, в 15 % – учителя химии. Наконец, 14 % школ нуждаются в историках. При этом учителями по физкультуре и по ОБЖ российские школы укомплектованы полностью.
Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию?
По словам Марии Васильевны, если посмотреть в школах районных центров Рязанской области, там работает достаточно много учителей без дипломов по причине нехватки специалистов. Учитель математики утверждает, что этот факт особо не скрывается и никем не осуждается.
Плюсы таких допущений в том, что дети получают знания, — это лучше, чем прочерк в аттестате по данному предмету. При этом среди таких учителей зачастую можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.
Минусы заключаются в нехватке у некоторых учителей знания особых профессиональных тонкостей. Общие положения по психологии и педагогике, которые преподают в вузе, вполне можно добрать самостоятельно. А с методикой преподавания предмета дело обстоит иначе. Например, в педагогическом институте будущим математикам объясняется, как правильно ученикам рассказать правила равенства треугольника, какие задачи надо решать перед разбором темы, в какой последовательности и даже в каком количестве.
Учителя из регионов России не очень критически относятся к отсутствию документа об окончании педагогического вуза. Причин на то несколько. Во-первых, все формальности решаются руководством еще до поступления на работу, и при необходимости учитывается опыт предыдущей работы. Во-вторых, все учителя каждые пять лет проходят аттестацию, подтверждая (или нет) уровень своей квалификации. Кроме того, все работающие педагоги раз в два-три года проходят в обязательном порядке курсы повышения квалификации. Наконец, при желании и сильной мотивации талантливый человек может самостоятельно получить недостающие знания – в Сети можно найти огромное количество методической литературы.
По мнению педагога и родителя Ларисы Аликовой, практически все методические приемы, умения, навыки по педагогике и психологии для работы в школе осваиваются по экспресс-программе за 3–4 месяца по направлению школ или в индивидуальном порядке. Бывает и так, что детям более интересно слушать историка-исследователя и журналиста со специализацией по истории, чем кадрового учителя истории. Или хороший инженер может рассказать просто и очень интересно, как работают бытовые приборы. У него имеется больше практического опыта работы, чем у школьного физика. Наконец, учителя без педагогического образования, но с мотивацией и практическим опытом могут вести уроки более интересно, чем обладатели дипломов, все время заглядывающие в свои конспекты. И дети всегда отличают стремление обучить предмету от желания лишь зарабатывать деньги.
При этом очень важен тот факт, что если учитель без диплома осознанно совершил выбор профессии педагога, то со временем ему необходимо получить образование. Сейчас возможностей для этого предостаточно: очная, заочная, дистанционная форма обучения (как за свой счет, так и в рамках бюджета). И как минимум стоит пройти курсы переподготовки учителей – 72, а лучше 144 часа. Инициатива в таком деле будет руководством только приветствоваться.